3. Если мы всерьез признаем противоречивый характер процессов развития, то следует всерьез обсуждать именно конфликтную компетентность как базовую характеристику эффективной образовательной/управленческой (продуктивно-коммуникативной) деятельности.

4. Противоречивый характер деятельности, нацеленной на развитие, обусловлен целым "букетом" противостоящих интересов, требующих согласования:

  • это и разнопозиционная (разно-опытная) событийность;
  • и отношения в связи с оцениванием-самооцениванием;
  • и противостояние индивидуального и коллективного;
  • а также традиции и инновации (воспроизводства и развития) и т.п.

Разумеется, такая богатая противоречивость порождает множество конфликтов, разрешение которых и составляет собственно образовательный процесс, т.е. процесс развития, требующий непременной конструктивной позиции. Но в какую сторону будет направлен этот процесс, к каким результатам он приведет, будет зависеть от того, насколько позиционирующий субъект оснащен способами работы с конфликтом, т.е. от его конфликтной компетентности.

При этом мы должны, прежде всего, делать следующие различия.

  1. Такое воплощение в конкретных ситуациях этих противоречий, которое можно условно назвать естественными конфликтами, т.е. случающимися независимо от нас.
  2. Наряду с ними мы можем специально конструировать такие конфликты, в которых удерживаются противоречия для их продуктивного разрешения и, таким образом, достижения планируемых результатов и проектируемых эффектов (искусственные конфликты).

Замечание о компетентности. Общее представление о компетентности (для того, чтобы затем предметно говорить о конфликтной компетентности) в профессиональных обсуждениях последнего времени прямо связывают с эффективностью деятельности (Томас Ф. Гилберт, 1978;

Дж. Равен, 2002 и др.). Во множестве отечественных источников до сих пор встречается путаница в различениях терминов "компетенция" и "компетентность". Это обычное следствие "творческого" преобразования заимствованного из английского языка слова competence. В свою очередь этот термин происходит от латинского competentis, что означало "принадлежность по праву", т.е. круг вопросов, в котором данное лицо обладает опытом, познаниями, позволяющими судить о чем-либо. В таком понимании русскоязычная историко-правовая интерпретация позволяла определить компетенцию как собственно область, в которой надлежит разбираться, и как то, что имеет определенные границы, а компетентность - как уровень способности конкретного лица эффективно действовать в рамках компетенции.

Теперь определимся, что, в самом общем виде, будем называть конфликтами.

Конфликт - это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения.

Отсюда следует, что для конфликтной компетентности существуют два уровня:

  • первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия, и владение способами регулирования для разрешения;
  • второй предусматривает умение проектировать необходимые для достижения определенных результатов конфликты и конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия.

Что входит в содержание конфликтной компетентности?

Полагая, что конфликтная компетентность является одной из важнейших общих характеристик профессионализма, и, прежде всего, в гуманитарных областях деятельности, будем рассматривать ее как неотъемлемую составную часть общей коммуникативной компетентности, включающую в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умения адекватно реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. На основании этого в самом общем виде можно определить конфликтную компетентность как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Последователи Фрейда
...