Литература

  1. Выготский Л.С. Игра и психическое развитие дошкольника // Вопросы психологии. - 1964. - № 3.
  2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 3.
  3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4.
  4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 1.
  5. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов развития // Вопросы психологии. - 1994. - № 1.
  6. Хасан Б.И. Конфликт и его разрешение - условие реального самоопределения // Проблемы самоопределения молодежи.: Сб. тезисов научных сообщений. - Красноярск, 1987.
  7. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993.
  8. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М.: Интерпракс, 1994.
  9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1989.

1.3.4. Конфликт в гуманистической психологии

Термометр показывает температуру помимо своей воли. А что было бы, если бы ему еще и хотелось?

Станислав Ежи Лец

Одной из принципиальных критических позиций, которую гуманистическая психология, провозглашая себя "третьей силой", занимала по отношению к психоанализу и бихевиоризму, была критика преувеличенного внимания к деструктивным факторам в жизни человека, таким как конфликты, страх, агрессия [1]. В своих основных постулатах эта "третья сила" как будто бы обещала не заниматься вплотную этими явлениями, полагая, что они достаточно и даже слишком разработаны в известных подходах. В своей речи на 1-м съезде гуманистической психологии Абрахам Маслоу заявил, что психоанализ описал психику человека с ее больной стороны, и дописать ее со стороны здоровой составляет задачу гуманистической психологии [2]. Именно то обстоятельство, что ни один представитель "третьей силы" никогда не отвергал предыдущих достижений психологии, а всякий раз стремился на них опереться и развернуть следующий шаг, обусловливает и специальное внимание к тем ключевым противоречиям, которые можно разрешать иначе, чем в традициях психоанализа и поведенческой психологии.

Наряду с новым образом человека мы можем говорить также и о новом образе цивилизации. Интересы индивида и цивилизации до сих пор неизменно рассматривались как взаимоисключающие. Что хорошо для индивида, то плохо для цивилизации. Имеется в виду, что если он будет эгоистичным, позволит себе делать то, что ему хочется, и не будет сдерживать свои порывы, общество развалится. Это вытекало из фрейдистской концепции. Сегодня в нашем распоряжении имеется новая, гораздо более перспективная концепция здорового общества. Сегодня в нашем распоряжении имеются средства, которые позволяют сравнивать различные общества и давать им оценку. Одно общество может быть лучше другого, т.е. быть более здоровым, располагать более высоким "развивающим потенциалом". Можно сказать, что ценность общества или его функционирования определяется тем, насколько полно люди, живущие в этом обществе, реализуют свои потенциальные возможности.

А. Маслоу

Итак, данное направление в психологии констатирует не отсутствие противоречий и, соответственно, конфликтов, а иной взгляд, как на само противоречие, так и на ресурсы разрешения.

Фактически новый взгляд на противоречия человеческой жизни и конфликты, в которых эти противоречия реализуются, состоит в том, что основное внимание уделяется именно ресурсам самого человека и общества.

Обращаясь к проекту "психологии здоровья", Абрахам Маслоу совсем не предлагает игнорировать или даже как-нибудь по иному описать конфликты и сопутствующие им человеческие переживания, но он настойчиво обращает внимание на самостоятельность в интерпретации своих возможностей и ограничений, полагая, что " .индивид вполне способен сам дать толчок своему развитию ." [3]. Более того, один из основателей гуманистической и трансперсональной психологии прямо утверждал, что конфликты не могут рассматриваться как симптоматика так называемого "заболевания личности". Они в равной мере присущи и больным (в контексте Маслоу), и здоровым личностям, и весь вопрос лишь в том, какими ресурсами располагает человек для их разрешения.

Что именно понимается под "личностными проблемами", несомненно, зависит от того, кто высказывает свое мнение по этому вопросу. Рабовладелец? Диктатор? Отец-тиран? Супруг, который хочет, чтобы его жена оставалась ребенком? Мне представляется ясным, что личностные проблемы могут иногда представлять собой громкий протест против разрушения психики данного человека, его истинной внутренней природы. Болезнью следует считать несопротивление этому злу.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...