А. Маслоу

Задав первоначально психотерапевтический контекст рассуждению о функциях противоречий, составляющих основания личностных проблем, переживаемых как актуальные конфликты, А. Маслоу, в конечном счете, раздвигает границы рассмотрения далеко за психотерапевтическую ситуацию в целом к психологии личности и ее развитию.

Следует также поднять вопрос о приемлемых печалях и страданиях, об их необходимости. Возможны ли развитие и самоактуализация без каких бы то ни было страданий и печалей, без тоски и смятения? Если вышеперечисленные ощущения в какой-то мере необходимы и неизбежны, то в какой? Если страдание и печаль иногда необходимы для развития личности, то мы должны научиться не вступать с ними в борьбу автоматически, словно они всегда несут с собой только зло. Иногда они могут нести с собой добро, и с этой точки зрения являются вполне приемлемыми. Если мы не будем давать человеку пройти через боль или будем всячески оберегать его от страданий, то это может вылиться в своеобразную избалованность, за которой стоит наше неуважение к его целостности, внутренней природе и дальнейшему развитию индивидуальности.

А. Маслоу

Абрахам Маслоу допускает конфликт как возможный позитивный фактор, который "иногда" может быть полезным и поэтому не может быть игнорирован, следовательно механизм развития не связывается им с преодолением каких-либо сопротивлений и появление нового уровня потребностей и соответствующая мотивация появляются в результате исчерпания предыдущей группы потребностей.

Несколько иная практика, а затем и теоретические положения представлены другой значительной фигурой гуманистического направления - Карлом Роджерсом.

Для него необходимым условием "выхода к конгруэнтности" (к соответствию между коммуникацией, опытом и пониманием) является прорыв через преграду сопротивления, непонимания, эгоистичности. Несоответствие проявляется, по К. Роджерсу, в несовпадениях между осознанием, опытом и коммуникацией. Например, люди проявляют несоответствие, когда они сердятся (это выглядит как сжатие кулаков, повышение голоса, употребление агрессивных выражений) и даже под давлением настаивают на каком-то своем тезисе, противоположном утверждениям других людей или другого человека. Несоответствием считается также сообщение о том, что человек чудесно проводит время, а на самом деле ему скучно и он чувствует себя одиноким.

.Суть личностного развития состоит в достижении принципиального соответствия между феноменальным полем опыта и концептуальной структурой самости, что обеспечивает освобождение от чувства тревоги, от реальной и потенциальной внутренней напряженности. В результате формируется индивидуализированная система ценностей, во многом совпадающая с ценностной системой каждого представителя человеческого рода, обладающего надлежащей психологической регуляцией.

К. Роджерс

Феноменальное описание несоответствия очень сильно напоминает конфликт в его описаниях других авторов. Вместе с тем К. Роджерс различает конфликты, которые считаются нормальными и здоровыми явлениями и такую ситуацию, когда эти нормальные и здоровые явления не осознаются. Вот такую "слепоту" он и определяет как несоответствие, называя его проявления подавлением или отрицанием. Но любое несоответствие обязательно должно разрешаться. Неспособность к разрешению связывается в этом подходе прежде всего с неосознаваемостью. В свою очередь, и состояние неосознанности собственных несоответствий К. Роджерс считает явлением естественным, декларируя одновременно и возможность его преодоления. Таким образом, К. Роджерс обосновывал естественное движение личности от конфликта к его разрешению. Основная гипотеза этого подхода заключается в том, что "личность обладает большими ресурсами понимания себя, изменения своей Я-концепции, отношений и регулируемого Я-поведения" [5].

Таким образом, автор одной из самых авторитетных в психологическом сообществе теорий рассматривает конфликт как необходимое явление в развитии личности с точки зрения овладения собственным "Я" как ресурсом.

Достаточно определенную позицию в отношении функции конфликта в гуманистической психологии занимает и другой ее яркий представитель - Ролло Мэй. В своих принципиальных описаниях Р. Мэй так же, как и его коллеги, согласен с фрейдовским подходом, задающим базовые противоречия как основу и общее пространство личностного развития, но критикует его в интерпретации функций конфликта.

Где существует "свобода от" без соответствующих взаимоотношений, там существует тревога открыто не повинующегося и изолированного индивида. Где существует зависимость без свободы (симбиоз), там будет отсутствовать способность действовать на основе собственных возможностей, и поэтому будет существовать готовность реагировать на каждую новую ситуацию, которая требует автономных действий, как на угрожающую.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...