В качестве конструкции конфликт появляется только в психоаналитическом лечении или консультировании и может выглядеть либо как "археологическая находка", либо как "муляж". В описаниях З. Фрейда обращает на себя внимание наделение внутриличностных инстанций-тенденций (функций) как бы субъектностью. Так, "Я", "Оно" и "Сверх-Я" у него выступают как отдельные человечки-гомункулусы, образуя очень удобную для терапевтических (психотехнических) апелляций и описаний схему взаимодействия - ситуацию, в которую буквально как в человеческую компанию может вмешаться терапевт, солидаризуясь с одним участником взаимодействия, оснащая его средствами для победы в борьбе. Поскольку без вмешательства извне побеждает всегда "Оно", психотехник, разумеется, всегда выступает на стороне "Я", мобилизуя третьего участника.

Отсюда - важнейшие методологические положения, которые, по-видимому, незаметно перекочевали и в метапсихологию психоанализа.

  1. Конфликт есть столкновение двух антагонистических сил, которые не могут не столкнуться.
  2. Эти силы обозначены совершенно определенно: "Оно" и "Сверх-Я".
  3. "Я" выступает как разрешающая этот конфликт инстанция, вытесняя идущую от "Оно" тенденцию, а затем переживая непонятные для себя (т.е. для "Я") последствия неадекватного разрешения.
  4. Исход конфликта однозначен и индивидуально вреден, так как связан с потерей "Я-контроля" за собственным поведением.
  5. Психологическое воздействие также однозначно, так как всегда имеет дело уже с разрешившимся реально в пользу бессознательного конфликтом и должно оказать помощь переживающему поражение "Я", то есть устранить негативные последствия конфликта.

Простота схемы очень симпатична и притягательна, так как, копируя феноменологию весьма распространенных ситуаций, вполне доступна обыденному сознанию. Отсюда возможно приписывание пациенту в процессе интроспекции того или иного мотива в зависимости от метапсихологической ориентации психотехника, который вмешивается в ситуацию уже как бы вторичного конфликта, порожденного неудачным разрешением первого. В этом случае для психотехника, строго говоря, неважно, из-за чего возник первый конфликт, какое противоречие лежало в его основе, он должен организовать снятие напряжения переживания второго. "Снятие" здесь - ключевое слово, так как в психоаналитической традиции, по сути дела, не идет речь о разрешении противоречия, лежащего в другом слое, нежели конфликт.

Возможно, развитие психоанализа как науки философского направления приведет эту школу к необходимости не линейного, не одноплоскостного рассмотрения конфликта с неоднозначно заданными сторонами.

Если, при всем уважении к огромному теоретическому и прикладному багажу этой научной школы, критически рассматривать ее представления о конфликте и соответствующем оснащении психолога-профессионала, представляется важным ответить на следующие вопросы:

  • не закрывает ли психоанализ вопроса о самостоятельности и ответственности (автономности) человека?
  • не подменяется ли в психоанализе разрешение противоречия через конфликт - разрешением, а точнее, устранением даже не конфликта, а его психологического фона - переживания?

Вопросы для размышления

  1. Какими функциями наделен конфликт в классических психоаналитических работах и работах других школ? В чем принципиальная разница?
  2. Почему именно указанные З. Фрейдом инстанции находятся в противоречии?
  3. Какие инстанции или стороны представлены в конфликтах, описанных в других подходах?
  4. Можно ли говорить о том, что в каком-то из представленных подходов описание конфликта более правильно или практично?
  5. Можно ли рассматривать различные психологические теории как жестко противопоставленные друг другу в понимании конфликта?

Литература

  1. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989.
  2. Гринсон Р.Р. Техника и практика психоанализа. - Воронеж, 1994.
  1. Фрейд З. Методика и техника психоанализа. - М., 1923.
  2. Юнг К. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. - Киев: СИНТО, 1995.
  3. Сидоренко Е.В. Экспериментальная групповая психология. Комплекс "неполноценности" и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. - СПб., 1993.
  4. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: МГУ, 1979.
  5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994.
  6. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1982.
  7. Wallerstein В.S. Psychoanalys as a Science // Psychological Issues. - 1976, Vol. 9. - № 4.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Последователи Фрейда
...