Организация живого мышления для Пиаже сообразуется с законами возможной композиции действий. Могут ли они сосуществовать друг с другом в одном месте? И если да, то как? "Способ, которому следует реальная мысль, состоит, напротив, не в рассуждении относительно одних определений, а в том, чтобы действовать и оперировать . только выполняя действия, порождающие А и В, мы можем констатировать, совместимы они или нет . эти действия организуются согласно внутренним условиям связи между ними, и именно структура этой организации составляет реальное мышление" [3, с. 85].

В классификации способов построения спонтанной детской совместности Пиаже выделил три типа разговоров между детьми от четырех до семи лет: коллективный монолог, ссора (или примитивный спор) и настоящий спор. При этом Пиаже отмечает, что разговор имеет место тогда, когда минимум три последовательных высказывания, произнесенных по меньшей мере двумя собеседниками, относятся к одному и тому же предмету.

Приведем схемы самых простых разговоров.

  • Схема 1
  • Высказывание ребенка А.
  • Высказывание ребенка В, приспособленное к высказыванию А.
  • Высказывание А, приспособленное к высказыванию В.
  • Схема 2
  • Высказывание А.
  • Высказывание В, приспособленное к этому высказыванию А.
  • Высказывание С, приспособленное к высказыванию А или к высказыванию В [там же, с. 49-50].

Здесь необходимо отметить, что Пиаже указывает, с одной стороны, на трансформацию высказываний (приспособление к высказыванию), а с другой стороны - самой формы взаимодействия, от коллективного монолога к настоящему спору (столкновению мотивированных утверждений [там же, с. 50]). Там самым обозначаются характеристики взаимодействия, которые ведут к этим изменениям: приспособление к высказыванию и образование взаимной зависимости высказываний (разговор).

Выводы, которые можно сделать из этих важных замечаний Пиаже, мы сформулируем следующим образом:

  • 1) основа умения "рассуждать логично" лежит (в генетическом плане) в отношениях "одновременной дифференциации и реципрокности, которые характеризуют координацию точек зрения", т.е. в отношениях, дифференцированных и связанных (взаимодетерминированных) между собой одновременно, различных точек зрения (на один предмет);
  • 2) дифференцированность ego и alter является предпосылкой и основанием возможности установления таких отношений, т.е. отделенность Моего и Иного, Я и Ты, причем отделенность, явленная Мне и Тебе.

В работах А.-Н. Перре-Клермон [4], развивающей концепцию Пиаже, конфликт выделяется как ключевой фактор развития и один из основных предметов исследования. Понятие конфликта является одним из главных элементов в изучении механизмов когнитивного развития. Конфликт здесь выступает в тех же выделенных функциях: как диагностическая ситуация, как диагностический и формирующий прием и как механизм развития. В отличие от Пиаже, А.-Н. Перре-Клермон выделяет социокогнитивный, т.е. внешний конфликт как основной предмет исследований и, гипотетически, ключевой фактор когнитивного развития.

Каковы характеристики социальных взаимодействий и условия их влияния на организацию, вытекающую из деятельности индивида? В этом взаимодействии фундаментальным является тот процесс, который вызывает конфликт между противостоящими центрациями, требующими для

его разрешения разработки систем, способных координировать различные центрации.

.Детерминирующий фактор развития в социальном взаимодействии, который возникает как противоречие противостоящих центрации, конфронтация между субъектом и утверждениями или действиями других лиц. Разрешение конфликта предполагает создание систем, способных к их координации.

.Ситуация будет конфликтной . если различие центрации и характер задачи коллективной ситуации требуют от него (индивида) перестройки действующих координации. В этой функции конфликт является "катализатором", т.е. необходимым условием развития.

А-Н. Перре-Клермон

В серии экспериментов на образование понятия сохранения А.-Н. Перре-Клермон в претестах и посттестах использует конфликт как диагностическую ситуацию, противопоставляя испытуемым аргументы, опровергающие их точку зрения на результаты опытов с переливанием сиропа, измерением длины линейных объектов, сохранения числа, сохранением формы объекта [4, с. 63-68, 94-101, 143-150], и как противостояние точек зрения испытуемых разного уровня ("сохраняющих", "не сохраняющих" и "промежуточных") в качестве формирующего и диагностического приема. В формирующем воздействии экспериментатор добивался того, чтобы дети противопоставляли и аргументировали свои точки зрения (центрации) друг другу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...