Таким образом, можно повторить вывод, сделанный из анализа работ Пиаже, и утверждать, что в рамках генетической психологии термин "конфликт" употребляется в трех различных смыслах: как диагностическая ситуация, как диагностический и формирующий прием и как механизм развития. При этом генетически исходной по отношению к внутреннему конфликту формой является конфликт внешний, социокогнитивный, т.е. социокогнитивный конфликт инициирует внутренний когнитивный конфликт, который, в свою очередь ведет к образованию новых равновесий.

Резюмируя анализ понятия конфликта и понимание его функций в генетической психологии, можно сделать приведенные ниже выводы.

  1. Конфликт понимается двойственно - и как естественный, имманентный природе интеллекта механизм, и как специально и технически создаваемое условие развития, но всякий раз как ядро и механизм развития.
  1. Продуктивность конфликта для развития интеллектуальных структур не вызывает сомнений, т.е. исследуется продуктивная сторона конфликтного взаимодействия.
  2. "Локализация" (или место) конфликта определены и как внутренние, и как внешние; эти две формы находятся в отношении генетического следования одна за другой.
  3. Феноменально конфликт представлен как последовательность столкновения интеллектуальных действий, построенных на базе тех или иных интеллектуальных центраций.
  4. Урегулирование конфликта происходит за счет образования новых интеллектуальных структур, включающих в себя предыдущие как свою часть, т.е. за счет развития интеллекта.

Литература

  1. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Логика и психология. - М.: Просвещение, 1969.
  2. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.
  3. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. - М.: Гардарики, 2001.
  4. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. - М.: Педагогика, 1991.

1.3.3. Конфликт в культурно-исторической психологии

Носорогу не обязательно в графе "особые приметы" писать "рог на носу"

Станислав Ежи Лец

В традиции культурно-исторической психологии конфликт, несомненно, занимает значительное место, но так же, как и в генетической психологии, самостоятельно не тематизируется и не является прямым предметом исследования. Поэтому необходимо выделить особенности его понимания и использования.

В продолжение введенного на материале генетической психологии различения можно также обозначить три смысла, в которых употребляется термин "конфликт" в культурно-исторической концепции:

  • 1) конфликт как диагностическая ситуация;
  • 2) конфликт как диагностический и формирующий прием;
  • 3) конфликт как механизм развития.

Однако, вспоминая как Л.С. Выготский, возражая Ж. Пиаже, утверждал, что развитие идет не от индивидуализации к социализации, а, наоборот, от абсолютной социализированности человека к его индивидуализации, здесь целесообразно предпринять обратный предыдущему параграфу порядок описания.

Конфликт как механизм возрастного развития. В стабильные (литические) периоды развития ребенка механизмом развития "внутри" ведущей деятельности как его формы является актуализация противоречивых оснований для действования. Иными словами, "работа" этого механизма скрыта, поскольку формы поведения выглядят достаточно успешными, "удерживая" связь основных потребностей и мотивов и того материала, на который направлено действие. Но как только такого рода соответствие исчезает в ситуациях, мы немедленно обнаруживаем детские конфликты, для разрешения которых чаще всего применяются специфически детские способы. Так, например, столкновение возникших мотивационных тенденций, не реализуемых немедленно, и тенденции к немедленному удовлетворению желания является, как указывает Л.С. Выготский, условием возникновения игры и механизмом развития воображения и произвольности дошкольника (независимо от конкретного содержимого желаний и мотивов).

На каждом шагу ребенок приходит к конфликту между правилом игры и тем, что бы он сделал, если бы сейчас мог действовать непосредственно: в игре он действует наперекор тому, что ему сейчас хочется.

Л.С. Выготский

Рассматривая периодизацию детского развития, Л.С. Выготский выделяет критические и литические периоды. Структура критических периодов, кризисов, которые "характеризуются резкими и капитальными сдвигами и смещениями в относительно короткие периоды времени", имеет трехчленное строение и складывается из следующих фаз:

  • предкритическая;
  • критическая;
  • посткритическая.
Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...