Позаботься о будущем, чтобы оно превратило твое настоящее в прекрасное прошлое.

Станислав Ежи Лец

Выделение конструктивной психологии так же, как и основных направлений психологической теории и практики, конечно же, не есть претензия поставить ее в один ряд с ними. Вместе с тем, можно отметить ряд идей и выполненных на их основе исследовательских и прикладных работ, которые могут свидетельствовать о становлении самостоятельного направления в современной психологии, предлагающего существенно отличающиеся ценностные ориентации и для психологов-исследователей, и, тем более, для практиков [1].

Объединенная этими идеями группа отечественных психологов на первой конференции, посвященной конструктивной психологии, согласилась с тем, что именно психология, занимающая ключевую позицию в системе наук о человеке, должна стать ведущим созидательным социально-культурным фактором развития человеческой психики. Это задача психологии, которая опирается на два основных принципа.

  1. Не все существующие механизмы психического отражения и регуляции, сложившиеся в предшествующий период биологического и исторического развития, соответствуют образу жизни человека в современном обществе и обеспечивают перспективу прогрессивного развития человечества.
  2. Не всегда следует ожидать естественного возникновения качественно новых механизмов психики. Они, подобно новым технологиям, орудиям и материалам, рожденным естествознанием, могут стать предметом и продуктом самой психологической науки [3, с. 7].

Конструктивная психология определяется при этом как теория и методы создания (проектирования, конструирования) принципиально новых психологических явлений (как механизмов отражения мира и регуляции деятельности) на основе неограниченных возможностей совершенствования человека в процессе общественного прогресса. В качестве ключевых положений нового психологического позиционирования были сформулированы следующие идеи.

  1. Опережающее развитие психологического знания по отношению к существующим психическим явлениям. Это предполагает специальный акцент не столько на описании и объяснении психических явлений, сколько на конструировании новых психических образований. Задача состоит в разработке альтернативных естественным моделей развития психики человека.
  1. Эвристичностъ несоответствия конструируемых и существующих психических образований. Это означает принципиальную фальсифицируемость конструктивного психологического знания (наличие противоречащих ему фактов) в момент его выдвижения. Фактом конструктивной психологии является созданный намеренно или обнаруженный прецедент, который является как бы зародышем нового в развитии психики.
  2. Гуманистическая направленность психологических новообразований. Это означает, что создаваемые новые механизмы человеческой психики должны быть такими средствами отражения и регуляции, которые доступны самоконтролю со стороны личности и не подвластны внешнему манипулированию. Они должны способствовать согласованию темпов психического развития человека с темпами развития общества [1, с. 7-8].

Идеи конструктивной психологии или, говоря более точно - психологии конструирующей, буквально с первых дискуссий о самой своей возможности эксплуатировали отчасти заимствованный в научной школе Л.С. Выготского подход к конфликту как к условию и механизму, обеспечивающему созидание.

Утверждение о том, что психологии не обязательно все время только плестись в хвосте цивилизации, в лучшем случае регистрируя ошибки и достижения и оказывая помощь ею (цивилизацией) "раненым", отражали новые амбиции психологического профессионализма и одновременно ориентировались на появление современных представлений о гуманитарных технологиях [2].

Если описанные выше подходы принципиально ориентировались на обнаружение, поддержку и, в лучшем случае, на формирование (т.е. придание формы некоторому материалу), то конструктивная психология утверждает совершенно другие возможности, а именно - конструирование психических новообразований. При этом утверждается, что такого рода "практика" в нерефлексивных вариантах уже существует в истории культуры. Например, " .живопись импрессионистов, первоначально воспринимавшаяся как пустая фантазия, далекая от реальностей предметного мира, в дальнейшем породила новый способ художественного восприятия" [3]. Другим интересным примером конструктивного отношения к действительности можно считать игру, причем именно как "психопедагогическое средство". Такого рода средство оказывается востребованным в ситуациях трудностей в жизнедеятельности ребенка [4].

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...