Позаботься о будущем, чтобы оно превратило твое настоящее в прекрасное прошлое.

Станислав Ежи Лец

Выделение конструктивной психологии так же, как и основных направлений психологической теории и практики, конечно же, не есть претензия поставить ее в один ряд с ними. Вместе с тем, можно отметить ряд идей и выполненных на их основе исследовательских и прикладных работ, которые могут свидетельствовать о становлении самостоятельного направления в современной психологии, предлагающего существенно отличающиеся ценностные ориентации и для психологов-исследователей, и, тем более, для практиков [1].

Объединенная этими идеями группа отечественных психологов на первой конференции, посвященной конструктивной психологии, согласилась с тем, что именно психология, занимающая ключевую позицию в системе наук о человеке, должна стать ведущим созидательным социально-культурным фактором развития человеческой психики. Это задача психологии, которая опирается на два основных принципа.

  1. Не все существующие механизмы психического отражения и регуляции, сложившиеся в предшествующий период биологического и исторического развития, соответствуют образу жизни человека в современном обществе и обеспечивают перспективу прогрессивного развития человечества.
  2. Не всегда следует ожидать естественного возникновения качественно новых механизмов психики. Они, подобно новым технологиям, орудиям и материалам, рожденным естествознанием, могут стать предметом и продуктом самой психологической науки [3, с. 7].

Конструктивная психология определяется при этом как теория и методы создания (проектирования, конструирования) принципиально новых психологических явлений (как механизмов отражения мира и регуляции деятельности) на основе неограниченных возможностей совершенствования человека в процессе общественного прогресса. В качестве ключевых положений нового психологического позиционирования были сформулированы следующие идеи.

  1. Опережающее развитие психологического знания по отношению к существующим психическим явлениям. Это предполагает специальный акцент не столько на описании и объяснении психических явлений, сколько на конструировании новых психических образований. Задача состоит в разработке альтернативных естественным моделей развития психики человека.
  1. Эвристичностъ несоответствия конструируемых и существующих психических образований. Это означает принципиальную фальсифицируемость конструктивного психологического знания (наличие противоречащих ему фактов) в момент его выдвижения. Фактом конструктивной психологии является созданный намеренно или обнаруженный прецедент, который является как бы зародышем нового в развитии психики.
  2. Гуманистическая направленность психологических новообразований. Это означает, что создаваемые новые механизмы человеческой психики должны быть такими средствами отражения и регуляции, которые доступны самоконтролю со стороны личности и не подвластны внешнему манипулированию. Они должны способствовать согласованию темпов психического развития человека с темпами развития общества [1, с. 7-8].

Идеи конструктивной психологии или, говоря более точно - психологии конструирующей, буквально с первых дискуссий о самой своей возможности эксплуатировали отчасти заимствованный в научной школе Л.С. Выготского подход к конфликту как к условию и механизму, обеспечивающему созидание.

Утверждение о том, что психологии не обязательно все время только плестись в хвосте цивилизации, в лучшем случае регистрируя ошибки и достижения и оказывая помощь ею (цивилизацией) "раненым", отражали новые амбиции психологического профессионализма и одновременно ориентировались на появление современных представлений о гуманитарных технологиях [2].

Если описанные выше подходы принципиально ориентировались на обнаружение, поддержку и, в лучшем случае, на формирование (т.е. придание формы некоторому материалу), то конструктивная психология утверждает совершенно другие возможности, а именно - конструирование психических новообразований. При этом утверждается, что такого рода "практика" в нерефлексивных вариантах уже существует в истории культуры. Например, " .живопись импрессионистов, первоначально воспринимавшаяся как пустая фантазия, далекая от реальностей предметного мира, в дальнейшем породила новый способ художественного восприятия" [3]. Другим интересным примером конструктивного отношения к действительности можно считать игру, причем именно как "психопедагогическое средство". Такого рода средство оказывается востребованным в ситуациях трудностей в жизнедеятельности ребенка [4].

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...