Сама по себе идея конструктивного подхода появляется в контексте опережающего развития человеческих потребностей и, соответственно, в связи с переживанием неудовлетворенности и поиска новых средств. Иными словами, обнаружение противоречия, которое не может быть представлено в адекватном ему конфликте, фактически требует конструирования соответствующего конфликта. Таким образом, конструктивная психология фактически предлагает добавить к уже описанным функциям конфликта еще одну - конструктивно-психотехническую.

Конструируемый конфликт, в отличие от привычных психотехник (например, от психодрамы или психоанализа), разворачивается на реалиях той деятельности, где надо решать актуальную задачу, а не в компенсирующей терапии. Он имеет своим материалом и следствием не прошлое действие, а настоящее и будущее, требуя деятельного переживания и приращения новой способности. Важно, что конструируемый конфликт предполагает не линейные решения по типу "выигрыш-проигрыш", а выход в новый уровень видения ситуации с занятием новой позиции. Такого рода конструкция описывается в ряде методологических текстов как рефлексивная, но способности к ее занятию и фактическое овладение такого рода инструментом видения требует специального технического обеспечения. Иногда при этом употребляют слово "выращивание" [5]. Важно отметить, что здесь речь ведется о конструкциях как минимум двух новых реальностей: конфликта и рефлексии, где первое является специальным искусственным условием для порождения и "обыскусствления" второго.

Очень быстро идеи конфликтного конструирования воплотились в педагогических технологиях, ориентированных на развитие. В качестве примера можно привести специальный курс для подростков, уже в течение нескольких лет практикуемый в красноярской гимназии "Универс".

В связи с актуализацией противоречия между личными и социокультурными нормами, основным механизмом, обеспечивающим решение поставленных задач и реализацию программы курса, является конструирование конфликтных ситуаций и обеспечение их продуктивного разрешения детьми, с последующим оформлением результатов и способов разрешения. Введение подобного способа работы не только возможно, так как в этом возрасте еще не сформировалась устойчивая конфликтофобия, но и важно, поскольку позволяет создавать условия для формирования более широкого диапазона конфликтных стратегий. Поэтому конфликт одновременно выступает как способ работы и обсуждается в ходе урока как часть содержания.

А.В. Дорохова

Можно специально обратить внимание на то, что следование в русле конструктивной психологии ориентирует авторов не столько на обнаружение ошибок и разрывов в деятельности, сколько, наоборот, на выделение и рефлексивное оформление именно успешных действий. Мало того, что это нетрадиционно, но еще и представляет собой особую трудность, так как требует сосредоточения и напряжения в местах, естественным образом не провоцирующих подобное внимание ("Ведь все получается, все в порядке, зачем же остановки, фиксации и анализ?").

В оформлении конструктивного подхода в психологии специально подчеркивалась его своеобразная, парадоксальная сторона. "Если говорить о работе на человека перспективного, то нужно конструировать именно те механизмы, в которых он (человек) в данный момент не нуждается" [7]. Это любопытный момент, самым серьезным образом противоречащий традиционным психологическим ценностям. Здесь конструктивная психология со своими новыми идеями не только обсуждает свое понимание и место конфликта в человеческой жизни и деятельности, но и провоцирует (или конструирует?) конфликтогенную ситуацию в психологической теории и практике. Однако интересно заметить, что в это же время крупнейшие специалисты в области менеджмента стали обсуждать принципиальную смену ценностных ориентации: от стратегического планирования к визионерству.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...