Конфликт в конструктивной психологииКонструктивная психология конфликта / Представление о конфликте и его месте в системе человеческих отношений / Конфликт в конструктивной психологииСтраница 2
Сама по себе идея конструктивного подхода появляется в контексте опережающего развития человеческих потребностей и, соответственно, в связи с переживанием неудовлетворенности и поиска новых средств. Иными словами, обнаружение противоречия, которое не может быть представлено в адекватном ему конфликте, фактически требует конструирования соответствующего конфликта. Таким образом, конструктивная психология фактически предлагает добавить к уже описанным функциям конфликта еще одну - конструктивно-психотехническую.
Конструируемый конфликт, в отличие от привычных психотехник (например, от психодрамы или психоанализа), разворачивается на реалиях той деятельности, где надо решать актуальную задачу, а не в компенсирующей терапии. Он имеет своим материалом и следствием не прошлое действие, а настоящее и будущее, требуя деятельного переживания и приращения новой способности. Важно, что конструируемый конфликт предполагает не линейные решения по типу "выигрыш-проигрыш", а выход в новый уровень видения ситуации с занятием новой позиции. Такого рода конструкция описывается в ряде методологических текстов как рефлексивная, но способности к ее занятию и фактическое овладение такого рода инструментом видения требует специального технического обеспечения. Иногда при этом употребляют слово "выращивание" [5]. Важно отметить, что здесь речь ведется о конструкциях как минимум двух новых реальностей: конфликта и рефлексии, где первое является специальным искусственным условием для порождения и "обыскусствления" второго.
Очень быстро идеи конфликтного конструирования воплотились в педагогических технологиях, ориентированных на развитие. В качестве примера можно привести специальный курс для подростков, уже в течение нескольких лет практикуемый в красноярской гимназии "Универс".
В связи с актуализацией противоречия между личными и социокультурными нормами, основным механизмом, обеспечивающим решение поставленных задач и реализацию программы курса, является конструирование конфликтных ситуаций и обеспечение их продуктивного разрешения детьми, с последующим оформлением результатов и способов разрешения. Введение подобного способа работы не только возможно, так как в этом возрасте еще не сформировалась устойчивая конфликтофобия, но и важно, поскольку позволяет создавать условия для формирования более широкого диапазона конфликтных стратегий. Поэтому конфликт одновременно выступает как способ работы и обсуждается в ходе урока как часть содержания.
А.В. Дорохова
Можно специально обратить внимание на то, что следование в русле конструктивной психологии ориентирует авторов не столько на обнаружение ошибок и разрывов в деятельности, сколько, наоборот, на выделение и рефлексивное оформление именно успешных действий. Мало того, что это нетрадиционно, но еще и представляет собой особую трудность, так как требует сосредоточения и напряжения в местах, естественным образом не провоцирующих подобное внимание ("Ведь все получается, все в порядке, зачем же остановки, фиксации и анализ?").
В оформлении конструктивного подхода в психологии специально подчеркивалась его своеобразная, парадоксальная сторона. "Если говорить о работе на человека перспективного, то нужно конструировать именно те механизмы, в которых он (человек) в данный момент не нуждается" [7]. Это любопытный момент, самым серьезным образом противоречащий традиционным психологическим ценностям. Здесь конструктивная психология со своими новыми идеями не только обсуждает свое понимание и место конфликта в человеческой жизни и деятельности, но и провоцирует (или конструирует?) конфликтогенную ситуацию в психологической теории и практике. Однако интересно заметить, что в это же время крупнейшие специалисты в области менеджмента стали обсуждать принципиальную смену ценностных ориентации: от стратегического планирования к визионерству.
Смотрите также
Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены
лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление
в лабораторных условиях. Это об ...
Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории
психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала
доступна для систематического ...
Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о
двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре
Ференци.
Невозможно даже просто сос ...