.Разработку стратегий долгое время считали ключевой функцией руководства, но это не та функция, на выполнение которой, по мнению наших экспертов, современным лидерам следует тратить время.

Почти единодушно наши гуру требуют, чтобы сегодня руководители сконцентрировали свои усилия на разработке перспективного видения своих организаций, а не на планировании стратегии предприятий. Как утверждают наши эксперты, проблема состоит не в том, что стратегии перестали быть нужными, а в том, что одних стратегий более недостаточно . Стратегии не обеспечивают вовлечения людей. У них не формируется какой-либо сильной эмоциональной приверженности к стратегиям. Стратегии дают ответ на вопрос "Что?", но не на вопрос "Почему?", а знать ответ на этот вопрос важнее .

Д.Г. Бойетт, Д.Т. Бойетт

Наиболее динамичная предпринимательская мысль уже предъявляет требования к новым характеристикам лидерства, которые прямо не вытекают из актуальной деятельности и не вызваны необходимостью преодолевать какие-то уже возникшие препятствия. И если способность к рефлексии по определению специалистов в области психологии развития можно "выращивать" в условиях развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), то "проспективная" рефлексия, продуктом которой собственно и является визионерство, по-видимому, может быть сконструирована в условиях искусственных конфликтов, а не на решении учебных задач. В этой связи разработка подхода, в котором конфликт выступает как предмет конструирования для целей развития, с одной стороны, и конструктивная, т.е. созидающая работа с разворачивающимся столкновением - с другой, есть область специального внимания в конструктивной психологии.

Вопросы для размышления

  1. Может ли психология взять на себя функции конструирования? Достаточно ли у нее для этого оснований?
  2. При каких условиях конфликт "сработает" как инструмент в психологическом конструировании?
  3. Какие ограничения следует предусмотреть в практике психологического конструирования и, в частности, при использовании конфликтов?

Литература

  1. Конструктивная психология - новое направление развития психологической науки и практики // Тезисы докладов и сообщений на 1-й научно-практической конференции 4-6 июня 1989. - Красноярск, 1989.
  2. Головаха Е.И., Кроник А.А. Конструктивные функции психологии // Психологический журнал. - 1986. - № 6.
  3. Головаха Е.И., Кроник А.А. Принципы конструктивной психологии // Конструктивная психология - новое направление развития психологической науки и практики: Тезисы докладов и сообщений на 1-й научно-практической конференции 4-6 июня 1989 г. - Красноярск, 1989.
  4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Педагогика, 1990.
  1. Щедровицкий Г.П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. - М., 2000.
  2. Дорохова А.В. Учебный курс для подростков как средство формирования конфликтной компетентности // Журнал практического психолога. - 1999. - № 2.
  3. Хасан Б.И. Конструктивная психология. Антропотехника. Конфликт // Конструктивная психология - новое направление развития психологической науки и практики: Тезисы докладов и сообщений на 1-й научно-практической конференции 4-6 июня 1989 г. - Красноярск, 1989.
  4. Бойетт Д.Г., Бойетт Д.Т. Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи мастеров управления. - М.: Тройка-диалог, 2001.
Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...