Любопытный образец такой "двойной" структуры приводит Анатолий Берштейн, описывая свои "педагогические" действия и соответствующие переживания (самооценки).

.(Я мог безболезненно срезать на улице "бомбошки" с австрийских мокасин безропотно подчинившемуся моему вкусовому деспотизму пареньку; мог дарить парфюмерный набор, снабжая подарок идиотскими гигиеническими комментариями; снимать дешевые самодельные перстни с пальцев, проверять наличие носовых платков в карманах, придирчиво осматривать выбритый затылок и прилюдно высмеивать белые носки.) Я убеждал себя, что все это во имя него, что "на отца не обижаются", что, в конце концов, если это испортит наши отношения, все равно ему будет польза. Обида, казалось мне, пройдет, а дурновкусие будет посрамлено.

А. Берштейн

Итак, структурное описание конфликта предполагает определение индивидуальных или совокупных, внешних или внутренних (мыслимых) действий, образующих конфликт как действительность.

В свою очередь, любое действие представляет собой сложный акт, также имеющий свое структурное строение. Для того чтобы преобразующая активность получила свое воплощение во внешнем поведении или в мысли, необходимо потребностно-мотивационное основание. Поэтому в структурном описании конфликта следует рассматривать не только столкнувшиеся и изменяющиеся в столкновении действия, но и лежащие за ними противоречивые основания этих действий. Например, отец и пятнадцатилетняя дочь обсуждают степень ее самостоятельности, и при этом, разумеется, исходят из существенно различающихся картин подросткового возраста. Без реконструкции этих картин структура данного частного конфликта будет, безусловно, ущербной.

В современных учебных пособиях по конфликтологии структуру конфликта предлагают понимать "как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс" [7, с. 230].

Структурой, конечно же, определяется связность элементов построения явления в целое. Вместе с тем не следует путать, смешивать структурное, процессуальное и морфологическое описания, поскольку каждое из них задает специфическое отображение конфликта, что и требуется для качественного анализа. И только последующая "сборка" образует целостную системную картину.

Вопросы для размышления

  1. Почему возникает вопрос о структуре конфликта?
  2. Какие элементы входят в структуру и каков смысл их уровневого строения?
  3. Чем, кроме феноменальных характеристик, отличаются внутренние и внешние конфликты?

Литература

  1. Хасан Б.И. К разработке прикладной психологии конфликта // Методологические проблемы оснований науки. - Киев: Наукова думка, 1986.
  2. Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. - М.: Радио и связь, 1989.
  3. Лефевр В.А. Формула человека. Контуры фундаментальной психологии. - М.: Прогресс, 1991.
  4. Смит М. Дж. Тренинг уверенности в себе. - СПб.: Речь, 2000.
  5. Козер Л. Функции социального конфликта. - М.: Идея-пресс, 2000.
  6. Берштейн А. Оставайтесь после уроков. - М.: АО Акрон, 1997.
  7. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 1999.
Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Последователи Фрейда
...