Таким образом, процессуальное описание конфликта позволяет "видеть" разворачивающийся или развернувшийся конфликт как изменяющуюся деятельность от момента перехода к собственно конфликтной организации, адекватной или не адекватной представляемому в конфликте противоречию. Понятно, что производимые изменения могут вести к уменьшению напряжения в случае адекватной организации ресурсов для разрешения или в случае специального конструирования (добывания) новых ресурсов, необходимых для разрешения.

По-видимому, можно говорить о "нормальной" конфликтной динамике в том случае, когда процессуальное описание конфликта "открывает" нам такие характеристики, как:

  • обнаружение взаимозависимости;
  • ее оформление;
  • структурирование (переорганизация деятельности в конфликтную);
  • поиск путей автономизации (разрешения);
  • совместные действия по достижению автономизации;
  • последовательное уменьшение зависимости.

Вместе с тем, кроме собственно организационной стороны взаимодействия, в процессуальном описании важно предусмотреть и процесс изменения взаимных отношений и самоотношения участников. Переживания, связанные с обнаружением помехи в собственной деятельности, могут породить и порождают изменения оценочного и самооценочного содержания. Связь этих характеристик, их взаимное влияние и ведущее значение одной из них (организационно-деятельностное или эмоционально-отношенческое) в значительной мере определяют развитие конфликтного взаимодействия в продуктивном или деструктивном русле.

Вопросы для размышления

  1. В чем состоят основные изменения деятельности, обусловленные появлением конфликта?
  2. Какие новые процессы появляются в конфликтной деятельности (по сравнению с доконфликтной), и каково их практическое назначение?

Литература

  1. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М.: Тривола, 1994.
  2. Бойетт Д.Т., Бойетт Т.Б. Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи мастеров управления. - М.: Олимп-бизнес, 2001.
Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...