Понятно, что в этом случае у сторон будут весьма различающиеся по содержанию ситуации, носящие конфликтный характер и внешне имеющие вид якобы общей конфликтной ситуации.

Поэтому для описания конфликтной ситуации и ее последующего анализа и переоформления в задачу необходимо представление и других элементов. К ним следует отнести:

  • 1) представления о предмете конфликта, т.е. о том, что требует преобразования: статус, условия деятельности, способы действий, самооценки и т.п.;
  • 2) представления о материале конфликта, т.е. о том, на каком конкретно сюжете, теме в данных обстоятельствах разворачивается конфликт;
  • 3) представления об основаниях столкновения, т.е. о том, что послужило причиной (причинами) столкновения;
  • 4) внешние условия, контекст столкновения;
  • 5) способы и направленность конфликтных действий;
  • 6) характер и динамика конфликтных действий;
  • 7) характеристики участников и сторон в конфликте, их интересы, цели и ценности.

Важными при описании ситуации для последующего анализа являются временные характеристики. Конфликтная ситуация может интерпретироваться следующим образом:

  • как уже существующая действительность, как событие, разворачивающееся одновременно с его восприятием и описанием;
  • как прошедшее событие;
  • как предстоящее событие.

В первом случае трудность описания состоит в том, что в "живом" действии весьма высока степень неопределенности, и не все параметры ситуации могут быть достаточно подробно и качественно описаны.

Во втором - завершенность ситуации позволяет включить в описание не только объективированные параметры (своеобразную фактологию), но и результаты и последствия уже свершившегося события. В этом случае важно учитывать, что завершенность может быть кажущейся, и всякий раз ставить вопрос о возможности латентного (неявного) продолжения события.

В третьем - конфликтная ситуация описывается как возможная, исходя из так называемой конфликтогенной ситуации, т.е. ситуации, содержащей предпосылки будущего конфликта. Более всего такими предпосылками являются стереотипные установки.

Особенная роль принадлежит здесь ролевым стереотипам. Например, ожидание агрессивной санкционирующей реакции руководителя в ответ на невнимание при постановке производственной задачи или на невыполненное задание провоцирует защитное упреждающее поведение, которое, в свою очередь, расценивается руководителем как агрессивное. Наличие конфликтогенной ситуации не предполагает однозначно развития ее в конфликтную ситуацию. Если же последовательность развития событий именно такая, то при анализе конфликтогенной ситуации следует иметь в виду, что функциональные характеристики и интенсивность конфликтной ситуации также не предопределены однозначно характеристиками конфликтогенной ситуации.

Собственно назначение аналитической работы в данном случае состоит в том, чтобы управлять динамикой развития конфликта, учитывая предпосылки и стереотипы и ориентируясь на продуктивные характеристики конфликта.

Назначение нового начальника отдела вызвало неоднозначное отношение в коллективе. Одна из наиболее опытных сотрудниц, очевидно, рассчитывала на занятие этой должности и именно такого решения сотрудники ожидали от руководства банка. Это обстоятельство и непривычно молодой возраст нового руководителя привели к "растянутому" периоду знакомства, который включал в себя множество специальных действий сотрудников, направленных на проверку компетентности шефа. Раздобытая с прежнего места работы информация была интерпретирована группой сотрудниц, особенно переживавших "несправедливое" отношение к своей коллеге как особый стиль, направленный на дискриминацию женщин в банковском деле. После подготовки очередного отчета с рекомендациями об улучшении работы подразделения, руководству банка было представлено заявление, подписанное этой группой сотрудниц, о несправедливом отношении руководителя к своим подчиненным, о недооценке им результатов работы и предложений по перспективам развития.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...