Примерами такого рода прекращений, но не разрешений служат многочисленные компромиссы, достижение которых может быть продуктивной тактикой в регулировании рабочих отношений.

Напряжение возникло в тот момент, когда встал вопрос о готовности творческой работы к предзащите.

  • Елена Григорьевна была возмущена и смущена одновременно.
  • - Володя, ну сколько можно было тебе напоминать? А ведь это твоя собственная инициатива: взять тему для творческой работы. Ведь это ты сам включил ее в свой учебный план. Теперь, если работа не будет представлена в срок, ты не будешь аттестован за 9-й класс. Извини, но я вынуждена обратиться за помощью к родителям.
  • - При чем тут родители? Они же за меня работу не напишут.
  • - Ну, если ты сам не в состоянии организовать свою деятельность, может быть, отец или мама тебе помогут.
  • - Родители не помогут, только хуже будет. А можно мне перенести сроки сдачи работы?
  • - Мы с тобой уже говорили на эту тему, и один раз срок уже перенесен. Где результат?
  • - А чего вы так переживаете, это же я работу не выполню, это же мне грозит неаттестация?
  • - Нет, это не только твоя проблема, мне тоже придется отвечать за невыполненные обязательства. Это ведь под моим научным руководством твоя творческая работа. А кроме того, у меня как у классного наставника есть обязанности.
  • - Ну, то есть вы за себя переживаете?
  • - И за себя в некотором роде.
  • - Ну и какая же это творческая работа, если вы все время на меня давите. Творчество - вы же сами говорили - это свободная деятельность.
  • - Ну ты даешь! Вот уж где твои творческие способности выразились! Все. Хватит препираться. Завтра я жду родителей.
  • - А если я ко вторнику работу сделаю?
  • - Это более чем сомнительно.
  • - А если?
  • - Ну хорошо. Но это уж точно последний раз.

Такого рода случаи означают (и это самый достоверный признак), что в данном конфликте противоречие оказалось недостаточно представленным для его разрешения, или стороны не обладают достаточными и соответствующими ресурсами.

Итак, мы будем различать прекращение конфликтного взаимодействия и разрешение конфликта как разрешение, представленного в нем противоречия. Такое различие задает критерии динамики ситуаций. Собственно ситуационный анализ конфликта позволяет наблюдать и описывать изменяющиеся от эпизода к эпизоду параметры при условии спонтанного течения событий и проектировать соответствующие изменения и контролировать их при условии конструктивного подхода к конфликту.

Вопросы для размышления

  1. Какую смысловую нагрузку несет на себе столь часто употребляемое понятие "ситуация"?
  2. Каковы причины и последствия асимметричности конфликтных ситуаций?
  3. Что входит в описание динамических характеристик конфликтной ситуации?

Литература

  1. Гегель Г. Эстетика. - М.: Искусство, 1968. - Т. 1.
  2. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М., 2000.
  3. Бородкин Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 1989.
Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...