Стратегии и тактики в конфликтеКонструктивная психология конфликта / Понятие и феномен конфликта / Стратегии и тактики в конфликтеСтраница 5
Необходимо еще раз специально подчеркнуть, что если вопрос, заданный извне учителем либо кем-то другим с обучающей целью, не переведен тем, кому он задан, в вопрос самому себе, вряд ли ответ на него послужит образовательным целям.
Каждый учитель может привести множество примеров, когда знание правильных ответов не приводило ни к формированию опыта, ни к появлению новых способностей.
Условия реализации конструктивно-разрешающей психотехнической стратегии следующие:
- представление о материале как о потенциально целостном, завершенном; вместе с тем наличие в актуальной ситуации частичности, недостаточности, незавершенности, разрывности материала;
- представление о возможности завершения, придания целостности;
- потребность, необходимость осуществить действия по завершению, "исцелению";
- представление о множественности материала и возможном одновременном существовании многих разрывов;
- представление о разных ресурсных возможностях, в том числе и о недостающем ресурсе, наличии выбора;
- возможность оценки разных "сценариев достижения" и допущение интеграции, синтеза разных сценариев, т.е. не противопоставление их, а сопоставление.
На наш взгляд, деятельность по разрешению конфликта обязательно должна опираться именно на такие основания. Соблюдение вышеперечисленных условий составляет и критерии компетентности и обеспечивает стратегичность работы с конфликтами.
Вопросы для размышления
- Что является критериями стратегического и тактического поведения?
- Что определяет выбор подхода для работы с конфликтом?
- Чем отличается работа с конфликтом от работы в конфликте?
- В чем специфичность посреднической позиции?
- В каких ситуациях уместна конструктивная стратегия и каковы условия ее реализации?
Литература
- Линкольн У.Ф. и др. Переговоры. Сокращенный вариант пособия для слушателей курса. - СПб.-Рига: Педагогический центр Эксперимент, 1998.
- Фрейд З. Это и механизмы защиты. Теория и практика детского психоанализа. - М.: Апрель пресс, 1999. - Т. 1.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты. Соч. Т. 3. - М.: Смысл, 1997.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. - М.: Смысл, 1993.
- Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. - М.: Наука, 1990.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000.
- The Course in Collaborative Negotiation. Participant's Course Resource Book / Special Abbrevated Generic Edition for International Usage. - Tacoma, Washington USA, 1995.
- Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. - М.: Мысль, 1989.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. - М.: Прогресс, 1994.
- Filley A. Resolution of conflict: Ethics good loser // Conflict and Human interaction. - US A Congeal/Hunt publishing company, 1976.
- Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. - М.: Прогресс, 1993.
- Бойетт Д.Г., Бойетт Д.Т. Путеводитель по царству мудрости. - М.: Тройка-диалог, 2001.
- Равен Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М.: Когито-Центр, 2002.
- Кларин М. Корпоративный тренинг. - М.: Дело, 2002.
Смотрите также
Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино,
что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую
природу, подчиняются одним и тем ...
Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача.
Применение психотера ...
Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать
эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham
1912, Freud 1917), получившую в ...