Необходимо еще раз специально подчеркнуть, что если вопрос, заданный извне учителем либо кем-то другим с обучающей целью, не переведен тем, кому он задан, в вопрос самому себе, вряд ли ответ на него послужит образовательным целям.

Каждый учитель может привести множество примеров, когда знание правильных ответов не приводило ни к формированию опыта, ни к появлению новых способностей.

Условия реализации конструктивно-разрешающей психотехнической стратегии следующие:

  • представление о материале как о потенциально целостном, завершенном; вместе с тем наличие в актуальной ситуации частичности, недостаточности, незавершенности, разрывности материала;
  • представление о возможности завершения, придания целостности;
  • потребность, необходимость осуществить действия по завершению, "исцелению";
  • представление о множественности материала и возможном одновременном существовании многих разрывов;
  • представление о разных ресурсных возможностях, в том числе и о недостающем ресурсе, наличии выбора;
  • возможность оценки разных "сценариев достижения" и допущение интеграции, синтеза разных сценариев, т.е. не противопоставление их, а сопоставление.

На наш взгляд, деятельность по разрешению конфликта обязательно должна опираться именно на такие основания. Соблюдение вышеперечисленных условий составляет и критерии компетентности и обеспечивает стратегичность работы с конфликтами.

Вопросы для размышления

  1. Что является критериями стратегического и тактического поведения?
  2. Что определяет выбор подхода для работы с конфликтом?
  3. Чем отличается работа с конфликтом от работы в конфликте?
  4. В чем специфичность посреднической позиции?
  5. В каких ситуациях уместна конструктивная стратегия и каковы условия ее реализации?

Литература

  1. Линкольн У.Ф. и др. Переговоры. Сокращенный вариант пособия для слушателей курса. - СПб.-Рига: Педагогический центр Эксперимент, 1998.
  2. Фрейд З. Это и механизмы защиты. Теория и практика детского психоанализа. - М.: Апрель пресс, 1999. - Т. 1.
  1. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Соч. Т. 3. - М.: Смысл, 1997.
  2. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. - М.: Смысл, 1993.
  3. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. - М.: Наука, 1990.
  4. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000.
  5. The Course in Collaborative Negotiation. Participant's Course Resource Book / Special Abbrevated Generic Edition for International Usage. - Tacoma, Washington USA, 1995.
  6. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. - М.: Мысль, 1989.
  7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. - М.: Прогресс, 1994.
  8. Filley A. Resolution of conflict: Ethics good loser // Conflict and Human interaction. - US A Congeal/Hunt publishing company, 1976.
  9. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. - М.: Прогресс, 1993.
  10. Бойетт Д.Г., Бойетт Д.Т. Путеводитель по царству мудрости. - М.: Тройка-диалог, 2001.
  11. Равен Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М.: Когито-Центр, 2002.
  12. Кларин М. Корпоративный тренинг. - М.: Дело, 2002.
Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...