Такое подчеркивание своеобразия мира ребенка, проявлением которого является игра, его радикального отличия от мира взрослых представляется крайне существенным. И хотя авторы этих подходов прямо не указывают на конфликт как на основное содержание игры, все же обсуждают ее смысл в детстве в очень близких терминах. Интересно отметить, что в более поздних работах Ж. Пиаже одним из неоспоримых и, в общих чертах, точных критериев игры считал освобождение от конфликтов [6].

Комментируя эти положения, можно сразу же заметить, что приписывание функции замещения исключительно детской игре будет, скорее всего, преувеличением или, точнее сказать, преуменьшением возрастного масштаба игры. Специфичность детской игры, в отличие от игр взрослых, состоит в их особенной возрастной форме и в материале, отражающем характерные возрастные потребности. В остальном следует заметить, что во взрослом возрасте игра занимает не столь уж незначительное место и обслуживает в своих, условно говоря, естественных формах не только потребность в удовольствии, но и в достижениях, прежде всего фрустрированных в "нормальных" условиях.

К. Левин, характеризуя игру, указывал на ее основное " .динамическое свойство, заключающееся в том, что, с одной стороны, она имеет дело с явлениями, относящимися к уровню реальности в том смысле, что они доступны наблюдению посторонних лиц, а с другой - значительно менее связана законами реальности, чем неигровое поведение" [7, с. 112].

Буквально вплотную к пониманию игры как конфликтной конструкции подходит Л.С. Выготский в своей лекции "Игра и ее роль в психическом развитии ребенка".

Мне кажется, что с точки зрения аффективной сферы игра создается при такой ситуации развития, когда появляются нереализуемые тенденции .

.После трех лет у ребенка возникают своеобразные противоречивые тенденции: с одной стороны, у него появляется целый ряд нереализуемых немедленно потребностей, желаний, невыполнимых сейчас и тем не менее не устраняющихся, как желания; с другой стороны, у него сохраняется почти целиком тенденция к немедленной реализации желаний.

Отсюда и возникает игра, которая, с точки зрения вопроса о том, почему ребенок играет, всегда должна быть понята как воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний.

Л.С. Выготский

Выготский буквально подчеркивает то обстоятельство, что игра ребенком именно создается для разрешения основного возрастного противоречия между пониманием нереализуемости уже возникших желаний и тенденциями более раннего возраста к их немедленной реализации.

Развивая эти идеи Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконин сформулировал основные положения - критерии игры.

  1. Сущность игры заключается в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных аффектов. Их основным содержанием является система отношений со взрослыми.
  2. Центральным и характерным для игровой деятельности является создание "мнимой" ситуации, заключающейся в принятии на себя ребенком роли взрослого и осуществления ее в создаваемой им самим обстановке. Для мнимой ситуации характерен перенос значений с одного предмета на другой и действии я в принятой ребенком роли взрослого. Это становится возможным на основе расхождения видимого и смыслового поля.
  3. Всякая игра с мнимой ситуацией есть, вместе с тем, игра с правилами, и всякая игра с правилами есть игра с мнимой ситуацией. Правила в игре - есть правила ребенка для самого себя, правила внутреннего самоограничения и самоопределения.
  4. В игре ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия. Главное генетическое противоречие заключается в том, что в ней возникает движение в смысловом поле, но способ движения остается как во внешнем действии.
  5. Игра содержит в себе все тенденции развития; она источник развития и создает зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания общего характера [5].

Д.Б. Эльконин

В работах Г.П. Щедровицкого обсуждение игры выходит далеко за рамки только детского возрастного атрибута, но, обращаясь к ее назначению и смыслу, ее месту в педагогической и в целом культурной действительности, Георгий Петрович утверждал, что " .нормы могут задаваться детям в качестве особых содержаний усвоения только в ситуациях, возникающих по поводу игры, именно в конфликтных ситуациях, ибо только здесь они могут быть использованы в качестве средства разрешения конфликта, и только здесь ребенок сможет увидеть и понять их роль в качестве таких средств" [10, с. 138].

Продолжая обсуждение игры как безусловного образца специального средства для разрешения конфликтов и опираясь на опыт вполне взрослых организационно-деятельностных игр, предложенных Г.П. Щедровицким для целей развития организаций и коллективов [11], можно добавить к перечисленным Д.Б. Элькониным атрибутам детской игры некоторые дополнительные характеристики, присущие игре как универсальному вневозрастному конструкту.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...