Важно, что богатство игрового опыта определяется не просто большим количеством игровых сюжетов, частотой игр и даже игровой инициативой, но наличием в опыте всех трех позиций игровой деятельности: драматургической (создание игрового сюжета), режиссерской (постановка игрового действия с введением правил) и исполнительской, с широким диапазоном играемых ролей.

По сути, взрослые игры практически не отличаются от детских, разве что специфическим материалом, который обычно представляет то, что в детских играх является сюжетом. Так, игры, описанные Э. Берном, фактически мало чем отличаются от детских сюжетно-ролевых. Важно только, что, согласно Э. Берну, люди, играющие в такие игры, в отличие от детей, слабо осознают именно игровой характер своего поведения и его компенсирующую функцию [16]. Однако именно благодаря таким играм переживаемый конфликт, для прямого разрешения которого не хватает ресурса, оказывается представленным в отношениях и хотя бы суррогатным способом отреагированным. Здесь как раз уместно говорить об отреагировании, а не о разрешении. Именно повторяемость определенных игровых сюжетов и ролей есть свидетельство неразрешаемости конфликтов через такие игры.

Другое дело - специальные игровые конструкции, которые применяются для обучения и решения проблем. Практика организационно-деятельностных игр убедительно показывает, что ядром напряженной коммуникации с необходимостью поиска специальных средств понимания, кооперации является специально сконструированный конфликт, в котором сталкиваются различные профессиональные (или иные) позиции в попытках преобразования полипрофессионально представленного объекта изменения. Особенностью таких игр является прежде всего то, что они предназначены для решения задач создания новых ресурсов для развития мышления и деятельности.

Своеобразный игротехнический сценарий обычно выглядит таким образом, что предпринимается "атака" на саму возможность с определенных профессиональных позиций в мыслительном плане решить проблемную ситуацию. При этом важно, чтобы такого рода "атака" была предпринята сразу на несколько позиций, каждая из которых может претендовать на решение проблемной ситуации, но только в определенном аспекте. В целом же проблемная ситуация представляется как бы разрешимой при условии кооперации всех позиционеров. Однако в последующей коммуникативной попытке обнаруживается, что каждая позиция апеллирует исключительно к "своим" профессиональным ресурсам. Таким образом, появляется действительность игрового конфликта, требующего совместной деятельности по разработке таких средств мышления, которые могли бы быть использованы в реальной кооперации [17].

Как правило, при грамотно организованном рефлексивном анализе в результате таких игровых конфликтов появляется достаточно ясное представление об инструментальной конструктивной функции конфликта. Иными словами, посредством таких игр можно способствовать становлению конфликтной компетентности не только в детском возрасте.

Вопросы для размышления

  1. В чем причины игры? Буквально: что заставляет человека играть?
  2. Почему выбираются какие-то определенные игры и игнорируются другие?
  3. Возможна ли игра без конфликта?
  4. Чем чревато отсутствие игрового опыта?
  5. В чем состоит игровая компетентность (умелость)?

Литература

  1. Хейзинга Й. Homo Ludens в тени завтрашнего дня. - М.: Прогресс-Академия, 1992.
  2. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989.
  3. Фрейд З. Страх. - М., 1927.
  4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.-Л., 1932.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
  6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1969.
  7. Левин К. Типы конфликтов // Психология личности. Тексты. - М.: МГУ, 1982.
  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6.
  2. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
  3. Щедровицкий Г.П. Игра и детское общество // Дошкольное воспитание. - 1964. - № 4.
  4. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. Избранные труды. - М., 1995.
  5. Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. - СПб., 1994.
  6. Коробейникова Е.Ф. Результаты исследования агрессии в переговорах как средства разрешения конфликтов детьми // Бюллетень клуба конфликтологов. Вып. 2. - Красноярск, 1992.
  7. Хасан Е.Б. Игровая способность как фактор продуктивного разрешения конфликта // Бюллетень клуба конфликтологов. Вып. 2. - Красноярск, 1992.
  8. Шеходанова И.О. Мама, давай поиграем // Бюллетень клуба конфликтологов. Вып. 7. - Красноярск, 1997.
  9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: Прогресс, 1988.