К дидактическому искусству относится и то, которое отучает думать.

Станислав Ежи Лец

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой - как обладающие внутренне противоречивым характером. Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности. В свою очередь, развитие деятельности возможно посредством развития мышления. Именно в отношении мышления можно достаточно ответственно, опираясь на многочисленные исследования, утверждать о развитии через учение.

Реализация сложнейшей функции трансляции и воспроизводства культуры и одновременно развития человека и цивилизации возможна только при условии продуктивного разрешения ряда ключевых противоречий.

Можно попробовать в гипотетической форме положить представления о тех основных противоречиях человека, разрешению которых может способствовать образование.

Среди них можно выделить:

  • стремление к ассоциированности, принадлежности, и противоположное ему стремление к уникальности, отдельности, приватности;
  • стремление к гомеостазу, внутренней и внешней гармонии, уравновешенности, и противоположное ему стремление к напряжению, преодолению монотонности;
  • стремление к вневременному и сверхпространственному существованию и противоположное ему стремление определиться в конкретном хронотопе;
  • сложившийся общественный характер производства благ, в том числе и нематериальных, включая знания, и противоположный ему индивидуальный характер присвоения (в том числе овладение знанием).

Являясь психологическим ресурсом определенных групп, стремящихся удержать или приобрести власть в государстве и в обществе, психологическим ресурсом личного самочувствия, образование призвано способствовать разрешению противоречий личной и общественной жизни.

Ряд этих противоречий можно продолжить уже собственно в образовательной практике появившейся оппозицией идей трансляции и воспроизводства, с одной стороны, и развития общества и производства - с другой.

Ясно, что в образовании происходит оформление, закрепление и передача культурных способов жизни новым поколениям, что обеспечивает им возможность осваивать, понимать, производить, прогнозировать, управлять. Но в то же время образование обеспечивает возможность интерпретировать действительность в новых обстоятельствах, критиковать, преображать и, следовательно, отменять - разрушать старые традиционные, культурные формы жизни.

Любопытна метафора Майкла Коула о том, что человек "не видит культуру так же, как рыба не видит воды", поскольку культура есть среда его обитания [1]. Это означает, что культурные преобразования появляются как необходимость лишь в ответ на обнаружение каких-то несоответствий. В свою очередь, чтобы эти несоответствия обнаружить, необходимо "подняться" над определенным типом культуры, выйти в межкультурный контекст, увидеть множество культур. Таким образом, образование одновременно и вводит в культуру, и способствует ее преодолению. Интересная аналитическая работа в этом направлении была проделана в шестидесятых годах прошлого века Г.П. Щедровицким и его коллегами, опубликованная в книге "Педагогика и логика". Вот небольшой фрагмент из рассуждения Георгия Петровича.

Мы уже перестали удивляться тем "переворотам" в производстве, которые следуют сейчас буквально один за другим: они вызывают массовые переливы рабочих из одной отрасли в другую и частую смену специальностей. И каждый раз человек встает перед необходимостью переучиваться. Для этого нередко нет ни времени, ни сил, да это и неэкономично с общественной точки зрения. Значит, люди уже заранее должны быть максимально подготовлены к возможным сменам профессии; они должны иметь общее научное и техническое образование, которое бы обеспечило им необходимую основу для широкой группы профессий и свело бы процесс переучивания к минимуму.

Но реализация этого требования при современной системе обучения неизбежно будет приводить к резкому увеличению его продолжительности.

Г.П. Щедровицкий

Мы можем с уверенностью констатировать, что с тех пор данное противоречие не только не приблизилось к своему разрешению в образовании, но существенно обострилось.

Другое фундаментальное противоречие, обостряемое образованием и одновременно им разрешаемое (разрешаемое в смысле процесса, а не в смысле результата), - межпоколенные отношения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...