Специфика конфликтов в образовательных процессахКонструктивная психология конфликта / Конфликтные конструкции в практике / Специфика конфликтов в образовательных процессахСтраница 5
4. Предметом конфликта является чувство самоценности. Конфликтная ситуация возникает как реакция на каким-то образом спровоцированный процесс снижения самооценки, т.е. как ответ на неудачу. В качестве контр-акта выступает психозащитное действие, сопротивляющееся ухудшению самоотношения. Конфликт разворачивается как внутренний, в котором участвуют подинстанции "Я". Одна из них, действующая на снижение и реализующая упрек в неудаче, ориентирована на идеальный образ "Я", а другая, защищающаяся, обращена к опыту "Я" и стремится к сохранению сложившегося образа. Характер внутреннего взаимодействия определяется возможностями "Я" к сохранению самооценки путем отрицания негативных характеристик, дискредитации значимости ситуации и т.п. психозащитных ресурсов и опытом их реализации.
Подобного типа ситуации часто бывают неумышленно (или умышленно) спровоцированы учителем, выставившим оценку, которой учащийся не
ожидал. Расхождение между прогнозируемой и реальной оценкой приобретает характеристики внутреннего конфликта, если принятое учителем решение не вызывает сомнения в справедливости. Появляются одновременно две оценки: желаемая и реальная. Переживается ситуация: "Я не смог (не смогла), значит, я хуже, чем я о себе думаю? Нет, это не так!" Вот это "это не так!" надо себе доказать. Доказывание тоже представляет собой решение своеобразной задачи, связанной с поиском самооправдания или компенсацией по типу "зато .". Главная цель- это не утратить положительного самоотношения.
5. Предметом конфликта является чувство ответственности. Конфликтная ситуация, так же как и при 4-м факторе, возникает как последствие какой-либо неуспешности, недостижения предполагаемого результата, либо как предвосхищение такого недостижения. Однако здесь стороны-участники расположены как бы по вертикали, поскольку одна из сторон выступает от имени "Сверх-Я". В конфликте сталкиваются действия, направленные на реализацию ответственности (исполнение самосанкционирования - назначение себе наказания и его претерпевания) и на избегание санкции. Конфликт разворачивается как внутренний с участием подинстанций "Я", располагающих потенциально неравным ресурсом, так как одна инстанция, реализующая ответственность, оперирует интериоризированной социальной нормативностью, другая обращена к либидозной энергии. Характер взаимодействия определяется как "выбор-отвергание" достаточной санкции из имеющегося диапазона, соответствующей переживаемому чувству вины.
Этот тип представляет собой конфликтный характер переживания собственной вины за неудачу, недействие, неумение. Собственно конфликт представляет собой, с одной стороны, признание вины (неважно, есть ли ее объективные предпосылки) и стремление понести за это наказание, адекватное степени вины, с другой - попытки защититься от самонаказания через поиск смягчающих обстоятельств. Здесь представлены не попытки вообще оправдаться перед собой, но "уж очень не хочется исполнять наказание". Такого типа внутриличностные конфликты проявляются в отгороженном поведении (ребенок наказывает себя одиночеством), в принятии статуса "я плохой", "я не сумею", "я слабее других" и т.д.
Исследования конфликтной феноменологии показывают, что реально в конфликтной деятельности встречается попеременное доминирование одного из приведенных факторов при одновременном периферическом действовании других (табл. 2).
Таблица 2
Пятифакторная модель конфликта
Элементы содержания. Предмет конфликта | Детерминанты конфликтной ситуации | Форма взаимодействия | Содержание конфликтных действий |
1. Статус в иерархизированной системе отношений | а) Угроза сложившемуся статусу; б) помеха в формировании статуса | Внешняя, межличностная | а) Защита статуса; б) доказывание статуса |
2. Идентичность, принадлежность | Отвергание, дискриминация, усомневание, дифференциация | Внешняя, межличностная | Реализация идентификационных признаков или апелляция к соответстующим признакам |
3. Разрывность во внешнем предметном материале, обозначающая дефицит собственного ресурса преобразования | задача на восстановление целостности, чувствительности к собственным ресурсам | внутренняя, направленная на преодоление сопротивления материала | отыскание или создание ресурса для решения задачи |
4. Чувство самоценности | Самозащита в ситуациях неудачи, сопротивление ухудшению самооценки | Внутренняя, направленная на защиту самооценки | Мобилизация защитных ресурсов |
5. Чувство вины, ответственность | Переживание недостижения как актуального или ожидаемого | Внутренняя, направленная на самосанкционирование | Поиск адекватной переживаемому чувству вины санкции (самонаказания) |
Смотрите также
Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным
развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации
трудовой деятельности. Тщательное и ...
Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается
в данной статье в двух разделах.
Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...
Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала
инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия,
относящиеся к раннему развитию челове ...