4. Предметом конфликта является чувство самоценности. Конфликтная ситуация возникает как реакция на каким-то образом спровоцированный процесс снижения самооценки, т.е. как ответ на неудачу. В качестве контр-акта выступает психозащитное действие, сопротивляющееся ухудшению самоотношения. Конфликт разворачивается как внутренний, в котором участвуют подинстанции "Я". Одна из них, действующая на снижение и реализующая упрек в неудаче, ориентирована на идеальный образ "Я", а другая, защищающаяся, обращена к опыту "Я" и стремится к сохранению сложившегося образа. Характер внутреннего взаимодействия определяется возможностями "Я" к сохранению самооценки путем отрицания негативных характеристик, дискредитации значимости ситуации и т.п. психозащитных ресурсов и опытом их реализации.

Подобного типа ситуации часто бывают неумышленно (или умышленно) спровоцированы учителем, выставившим оценку, которой учащийся не

ожидал. Расхождение между прогнозируемой и реальной оценкой приобретает характеристики внутреннего конфликта, если принятое учителем решение не вызывает сомнения в справедливости. Появляются одновременно две оценки: желаемая и реальная. Переживается ситуация: "Я не смог (не смогла), значит, я хуже, чем я о себе думаю? Нет, это не так!" Вот это "это не так!" надо себе доказать. Доказывание тоже представляет собой решение своеобразной задачи, связанной с поиском самооправдания или компенсацией по типу "зато .". Главная цель- это не утратить положительного самоотношения.

5. Предметом конфликта является чувство ответственности. Конфликтная ситуация, так же как и при 4-м факторе, возникает как последствие какой-либо неуспешности, недостижения предполагаемого результата, либо как предвосхищение такого недостижения. Однако здесь стороны-участники расположены как бы по вертикали, поскольку одна из сторон выступает от имени "Сверх-Я". В конфликте сталкиваются действия, направленные на реализацию ответственности (исполнение самосанкционирования - назначение себе наказания и его претерпевания) и на избегание санкции. Конфликт разворачивается как внутренний с участием подинстанций "Я", располагающих потенциально неравным ресурсом, так как одна инстанция, реализующая ответственность, оперирует интериоризированной социальной нормативностью, другая обращена к либидозной энергии. Характер взаимодействия определяется как "выбор-отвергание" достаточной санкции из имеющегося диапазона, соответствующей переживаемому чувству вины.

Этот тип представляет собой конфликтный характер переживания собственной вины за неудачу, недействие, неумение. Собственно конфликт представляет собой, с одной стороны, признание вины (неважно, есть ли ее объективные предпосылки) и стремление понести за это наказание, адекватное степени вины, с другой - попытки защититься от самонаказания через поиск смягчающих обстоятельств. Здесь представлены не попытки вообще оправдаться перед собой, но "уж очень не хочется исполнять наказание". Такого типа внутриличностные конфликты проявляются в отгороженном поведении (ребенок наказывает себя одиночеством), в принятии статуса "я плохой", "я не сумею", "я слабее других" и т.д.

Исследования конфликтной феноменологии показывают, что реально в конфликтной деятельности встречается попеременное доминирование одного из приведенных факторов при одновременном периферическом действовании других (табл. 2).

Таблица 2

Пятифакторная модель конфликта

Элементы содержания. Предмет конфликта Детерминанты конфликтной ситуации Форма взаимодействия Содержание конфликтных действий
1. Статус в иерархизированной системе отношений а) Угроза сложившемуся статусу; б) помеха в формировании статуса Внешняя, межличностная а) Защита статуса; б) доказывание статуса
2. Идентичность, принадлежность Отвергание, дискриминация, усомневание, дифференциация Внешняя, межличностная Реализация идентификационных признаков или апелляция к соответстующим признакам
3. Разрывность во внешнем предметном материале, обозначающая дефицит собственного ресурса преобразования задача на восстановление целостности, чувствительности к собственным ресурсам внутренняя, направленная на преодоление сопротивления материала отыскание или создание ресурса для решения задачи
4. Чувство самоценности Самозащита в ситуациях неудачи, сопротивление ухудшению самооценки Внутренняя, направленная на защиту самооценки Мобилизация защитных ресурсов
5. Чувство вины, ответственность Переживание недостижения как актуального или ожидаемого Внутренняя, направленная на самосанкционирование Поиск адекватной переживаемому чувству вины санкции (самонаказания)
Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...