Половозрастная специфика конфликтаКонструктивная психология конфликта / Конфликтные конструкции в практике / Половозрастная специфика конфликтаСтраница 1
Когда один миф столкнется с другим, это будет вполне реальное сотрясение.
Станислав Ежи Лец
Есть немало оснований полагать, что половая принадлежность участников конфликтов, так же как и их возраст, являются важными характеристиками при выборе и осуществлении тех или иных стратегий, а в их рамках, разумеется, в значительной мере влияет на тактики поведения. Можно уверенно утверждать, что половозрастные особенности выступают в конфликте двояко. С одной стороны, именно эти особенности как идентификационные являются собственно теми противоречивыми обстоятельствами, которые образуют предмет конфликта; с другой стороны, эти ментальные характеристики являются значимыми при выборе тех или иных способов поведения.
Наши исследования показали, что уже предстоящий поход в школу и первые годы школьной жизни существенно различаются в переживаниях мальчиков и девочек; они не только по-разному относятся к трудностям нового образа жизни, но и по-разному преодолевают эти трудности.
Общепринято считать возрастом школьной готовности 6-7 лет, независимо от половой принадлежности.
В это время процесс школьного обучения никак не учитывает уже достаточно выраженный половой диморфизм. Так, девочки и мальчики должны одинаково работать на уроках и отвечать общим требованиям школы. Вместе с тем, при внимательном взгляде, вполне очевидно, что и содержание, и формы учения дети разного пола воспринимают и строят по-разному, при условии, что семейное воспитание и/или дошкольное учреждение учитывало их половую принадлежность.
Как показывают наши эмпирические данные, различия связаны с источниками и характером познавательной мотивации, основаниями саморегуляции. Достаточно убедительным примером могут служить игры дошкольников и младших школьников, имеющие хорошо выраженную половую специфику.
Типичная игровая ситуация во дворе. Девочка, по виду уже школьница, предлагает своим явно младшим соседкам игру в школу. Она, разумеется
учительница, они - ученицы. Основой игрового сюжета является выполнение контрольной работы, во время которой главное действующее лицо объясняет правила школьного поведения, хвалит или делает замечания.
Через некоторое время "учительница" спохватывается, что в ее "классе" только девочки. Этот недостаток пытаются исправить привлечением соседского мальчика, тоже явно дошкольника. Мальчик соглашается принять участие в игре. Других мальчиков пока поблизости не видно.
Как только мальчик появляется как участник, ему немедленно достается львиная доля замечаний в нарушениях правил поведения в школе, вплоть до угрозы пожаловаться родителям.
Как только во дворе появляется еще один мальчик, несколько старшего возраста, скорее всего - школьного, мальчишки немедленно объединяются и затевают какую-то свою игру, ничем не напоминающую школу.
Преобладающий у мальчиков интерес к процессу и собственному результату, а не к оценке учителя, замечается многими внимательными учителями и исследователями.
Обычно это замечание иллюстрируется таким примером. Если девочку устраивает правильность решений (выполнения заданий) с точки зрения учителя, то мальчика интересует правильность с точки зрения понятой им логики задания. В этой связи уже к 5-му классу мы часто слышали сетования учителей и родителей о том, что "в 1-2-м классах учился хорошо и был явно способный, но потом ."
Остается только добавить, что вполне очевидно для детей отношение учителя оформляется в оценочных апелляциях типа: "Ты же девочка!", где имеется в виду, что девочке свойственно хорошо учиться, быть аккуратной, прилежной и т.п. Это все положительные оценки. Мальчику же присуще все с противоположным знаком. Несоответствующее этим предписаниям поведение в школьной жизни расценивается детьми как полонеадекватное и содержит в себе серьезный конфликтогенный фактор.
Важным условием этой типичной проблемной ситуации является отказ от выставления отметок в начальной школе. Распространение этой "инновации" на старте школьной жизни, как свидетельствуют результаты исследований [1], вступает в явное противоречие с потребностями детей в оценке со стороны взрослого - учителя. Важнейшим мотивационным компонентом в учебной деятельности младшего школьника является определенность в характеристиках собственного движения и четкая фиксация зависимости этой определенности от авторитетной внешней инстанции. По нашим данным получается, что "уход" от формального оценивания вызывает у детей компенсирующие попытки - поиск заместителей оценок, а вместе с тем тревожность, неуверенность. При этом девочки достаточно быстро находят поддержку в меньшем количестве замечаний со стороны учителя, превращая это обстоятельство
Смотрите также
Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое
наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши,
европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...
Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача.
Применение психотера ...
Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о
двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре
Ференци.
Невозможно даже просто сос ...