Половозрастная специфика конфликтаКонструктивная психология конфликта / Конфликтные конструкции в практике / Половозрастная специфика конфликтаСтраница 9
Отсутствие в настоящее время других оснований классной организованности, кроме со-в-местной учебы, т.е. нахождения во время обучения в одном месте, по понятным причинам открывает возможности для формирования спонтанных совместностей, прежде всего по половому признаку и по активности общесоциальных проявлений. Выдвигающиеся на волне этих процессов подростковые лидеры еще вполне расположены к принятию взрослого влияния со стороны педагогов, но уже предъявляют им очень серьезные требования, связанные с достаточной определенностью мужского и женского типа и, в значительной мере в этой связи, с социальной успешностью.
С точки зрения содержательной нагруженности образовательных процессов во втором школьном возрасте можно смело говорить о приоритете для подростков идентификационно ясного материала межличностных и самооценочных отношений над сравнительно неясным в этом отношении учебно-предметным материалом. Такое положение вещей никак нельзя признать удовлетворительным.
Однобокость оснований для первых серьезных проб социального лидирования, узость диапазона ролей в подростковых структурах не только искажают нормальное течение процессов половой идентификации и самоопределения, но и формируют весьма ограниченные образцы межличностных и внутриорганизационных отношений.
По-видимому, ментальная безадресность обучающих стратегий и учебного материала во втором школьном возрасте приводит к таким рассогласованиям между организованными образовательными программами и возрастными потребностями подростков, что получается как бы два жизненных пространства, достаточно автономных, но вынужденных к сосуществованию.
Опыт показывает, что следует всерьез работать над школьными формами обеспечения культурного полового размежевания, как весьма значимого для продуктивного разрешения конфликтов половозрастной идентификации и, тем самым, для разрешения возрастного кризиса. Организационно-формальное и содержательное обеспечение определенной дистанции между разнополыми группами, но ни в коем случае не полная сегрегация, задает специфическое пространство преодоления.
Если дистанция оформлена и структурирована, значит, и ее прохождение этапно и образовательно насыщено. Отсюда, преодоление есть специальное условие, в котором формируется способность к совместности. В нем работают сразу два механизма: сближение как ценность (!) и создание себя (!) для достижения этой ценности.
Психолого-педагогические разработки в этой области уверенно могут исходить из того, что осознание себя как отделенного, сближающегося, существенно более продуктивно и целесообразно в нравственном отношении, чем стремление разорвать навязанные связи и противопоставить себя целому. Работа может быть направлена не на уход, а на приближение, не на разрушение, а на восстановление, созидание целостности.
Вопросы для размышления
- Почему столь явное понимание половых различий в дошкольной игровой деятельности (игровой материал, содержание игр, игровое пространство и др.) не распространяется на школу?
- Чем обусловлены различия в образовательной мотивации? И не являются ли эти различия иллюзиями некоторых исследователей?
- Какие обстоятельства мешают взрослым обеспечить детям школьные условия для нормального течения полоидентификационного процесса? Или существующие условия можно считать достаточными?
- Какие типичные "ответы" детей на противоречивые требования школьной действительности связаны с попытками самостоятельного решения задач половозрастной идентификации?
Литература
- Францен О.Л. Проблема оценки и отметки в развивающем обучении // Материалы 2-й научно-практической конференции "Педагогика развития и перемены в российском образовании". - Красноярск, 1995.
- Archer J. Gender stereotyping of school subjects // Psychologist, 1992. - № 2.
- Bernard M.E., Boyle G., Jackling B.F. Sex Role Identity and
Смотрите также
Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...