Противоречие самих практических занятий с этой точки зрения состоит в том, что его участники, как правило, реализуют своим поведением другой подход к конфликтам - естественный или "наивный". Другими словами, вся совокупность сложившихся навыков поведения, навыков анализа и представлений участников о конфликте, их, условно говоря, "естественная конфликтная компетентность" в целом ориентирована на силовые способы разрешения.

По норме самого конструктивного подхода первый шаг в проектировании конфликта связан с оформлением сталкивающихся действий, поэтому важно, чтобы после соотнесения целей и ожиданий на практикуме участники имели возможность рефлексии собственных стереотипов конфронтационного, силового подхода к конфликтам.

Учитывая древнюю историю конфликтного поведения отдельных людей, малых и больших групп, следует отдавать себе ясный отчет : том, что вряд ли возможно каким-то волшебным способом быстро преодолеть сложившиеся традиции "боевых" установок. Вполне очевидно, что есть весьма большой класс случаев, когда именно такие установки оказываются адекватны противоречию. Другими словами, "не драться нельзя". Это означает, что важной задачей практических занятий становится отграничение этого класса случаев от тех, где конфликтующие стороны могут действовать конструктивно совместно.

Для этого мы предлагаем в качестве ресурсного материала и в качестве опоры для рефлексии основные, типичные модели поведения в конфликте: давление (конфронтация), арбитраж и переговоры. Эти основные и дополнительные модели предполагают варианты самоопределения внутри конфликтного процесса и по его поводу:

  • участник;
  • арбитр;
  • посредник;
  • консультант;
  • представитель;
  • миротворец.

Особый статус имеет позиция исследователя (наблюдателя). Это положение по отношению к конфликту в целом. Данная позиция важна для удержания проекта конфликта как целостного замысла, для организации коммуникации, предметом которой является поведение участников в конфликтных игровых ситуациях, и в общем может быть охарактеризована как рефлексивная позиция.

Навыки анализа конфликта и навыки поведения в конфликте строятся из этих позиций. В общем смысле можно различать позиции участия и позиции рефлексии собственного участия и представлять их как достаточный набор позиций для освоения конструктивного подхода.

Именно поэтому практические занятия могут быть представлены как определенная последовательность задач, каждая из которых имеет свои процедуры решения (действия) и свои методики оценки достижения результатов. Задача построена таким образом: замысел -действие - рефлексия.

Необходимо достичь конвенции с участниками относительно способов оценивания программы практических занятий. Здесь целесообразно исходить из следующих оснований:

  • важно "чувствовать" сам "ход" программы, ее динамику;
  • важно делать следующий шаг, опираясь на действительно сделанный предыдущий;
  • важно заранее представлять себе, по каким критериям будет определяться успешность, эффективность занятий в целом.

Ниже в табл. 3 представлена вся предлагаемая последовательность задач для теоретических и практических занятий с описанием результатов каждого шага, действий и способов обратной связи (оценки результатов). В последней колонке приведен критерий, по которому можно судить о достижении результата.

Таблица 3

Последовательность задач курса

№ п/п Цель Действия Способ обратной связи (оценки результата) Критерий достижения результата
1 Оформление взаимных ожиданий студентов и тренера Процедуры знакомства, объявление интересов и целей; оформление и обсуждение ожиданий Соотнесение интересов и ожиданий с изменениями, предусмотренными программой Достижение соглашения об устранении расхождений в ожиданиях участников с предполагаемыми изменениями поведения и самочувствия
2 Появление основных понятий и схем нового подхода к анализу и описанию конфликта как потенциального ресурса участников Анализ случаев участников, игровые процедуры, обсуждение примеров Соотнесение понятий и схем "наивного" и конструктивистского подходов к конфликтам Самостоятельное употребление участниками понятий и схем анализа и описания конфликтов в новом подходе
3 Обнаружение и оформление стереотипов конфронтационного поведения в конфликтах Игровая процедура "Переговоры" Обсуждение преимуществ и недостатков конфронтации Участники дают описания своего конфронтационного поведения в ходе игры; негативно относятся к нему
4 Появление представлений о переговорных процессах и о технологии переговоров Игровые процедуры, упражнения. Тренировка переговоров Соотнесение технологичного и спонтанного подхода к переговорам Использование участниками технологических конструкций
5 Появление представлений о подготовке к переговорам Игровые процедуры, упражнения. Тренировка переговоров с подготовкой Обсуждение преимуществ и недостатков подготовки Постановка специальных подготовительных задач
Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...