Мечта рабов - рынок, где можно было бы покупать себе хозяев.

Станислав Ежи Лец

Важным обстоятельством в организации начала работы на курсе-практикуме является обсуждение и достижение первой конвенции относительно целей и взаимных ожиданий участников, а также взаимных обязательств и условий совместной деятельности. Можно сказать, что это предельно важная точка для работы над навыками и опытом участников. Объяснение важности проведения такого разговора (первых переговоров) состоит в том, что в последующем, в течение работы приходится обращаться к целям самих участников по изменению собственного поведения, к их самооценке изменений. В этом смысле необходимо попытаться сделать "повестку" каждого занятий в курсе "открытой", потому что у каждого участника есть "скрытый проект" взаимодействия с тренером и с другими слушателями. Фактически, содержательная программа практических занятий во многом определяется именно установками и ожиданиями их участников.

Первым важнейшим и совершенно необходимым действием по переструктурированию конфликта для его разрешения является его оформление именно в единицах, определяющих предмет притязаний сторон, заинтересованных в получении определенных результатов, и взаимозависимых в достижении этих результатов. Данное обстоятельство является ведущим на первом шаге, так как организует взаимодействие сторон, направленное на оформление представлений о результатах не в целях их оспаривания или ранжирования, а для создания общего "ландшафта" всей совокупности интересов.

Это обязательно пригодится на последующем этапе изучения курса, когда встанет задача специального анализа интересов в переговорных процессах. У группы участников уже будет опыт оформления интересов, к которому можно обратиться с критическим анализом.

В качестве специальной задачи на этом этапе можно сформулировать желательность собственных изменений. Так, студенческим аудиториям (студентам-педагогам и студентам-психологам) в основном хочется приобрести систематические представления о конфликтах и переговорах в связи с образованием. На втором месте для них стоят ожидания, связанные с изменением собственного поведения на боле успешное в межличностных отношениях. Для людей в более зрело: возрасте, работающих в системах государственного и муниципального управления, характерны два типа ожиданий:

  • 1) как выходить из конфликтных ситуаций с собственным начальством "с наименьшими потерями";
  • 2) как с помощью знаний о конфликтах и переговорах можно решать собственные семейные и личные проблемы.

Мы проводили данные занятия и с работниками коммерческих структур. Для них характерен другой ряд ожиданий:

  • 1) как вести переговоры "с прибылью";
  • 2) как применять "секретные" формулы и техники поведения для того, чтобы победить на переговорах.

Из опыта работы можно сказать, что типичными являются разнообразные ожидания.

1. Ожидание систематизации такой области знания, как конфликты и переговоры.

"Я хочу больше узнать об этом", "Мы мало про это вообще знаем", "Хотелось бы послушать хорошие лекции по конфликтам, получить систематическую базу знаний про конфликты и про переговоры".

2. Ожидание приобретения и прямой тренировки навыков эффективного (как правило, "победного") поведения в конфликтах.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Последователи Фрейда
...