"Я ожидаю приобрести на практикуме навыки практического поведения в переговорах, в разрешении конфликтов", "Хотелось бы потренироваться и узнать, как правильно вести себя в конфликтах, как с достоинством выходить из конфликтных ситуаций".

3. Ожидание приобретения и прямой тренировки навыков поведения в переговорах.

"Нам ежедневно приходиться вести разные переговоры, но ни разу не приходилось тренироваться в правильном поведении на переговорах. Я раньше не задумывалась об этом: с чего начать, как говорить первые слова и т.п. А ведь это важно. Это важно практически".

4. Ожидание того, что тренер покажет "секретные" приемы и технологии поведения в конфликтных ситуациях.

"Вы же психолог, вы наверняка знаете много приемов психологического влияния на людей и в конфликтах, и в переговорах", "Я слышала про то, что 80% информации люди черпают из невербального общения, я читала книги про это. Но вот как это можно эффективно использовать? Вы ведь наверняка знаете. Поэтому я ожидаю, что мы будем разбирать язык невербального общения".

5. Ожидание того, что практикум поможет разрешить конфликтные ситуации личного характера (в семье, с друзьями, на работе).

"У меня дома конфликт с родителями. Если это возможно, я хотел бы его разобрать и понять, как себя вести в этой ситуации", "Я поссорилась с детьми в школе. Я проводила уроки на практике в школе, и дети не приняли меня. Сейчас конфликт между нами затянулся, и я хотела бы как-то его разрешить".

Изучение образцов материалов ожиданий может быть использовано для солидаризации или спецификации списка конкретной группы, т.е. в чем сходство и стандартные (стереотипные) установки, и в чем отличие именно этой группы или отдельных участников, в чем состоит специфический и индивидуализированный интерес.

Через анализ ожиданий участники могут понять скрытые проекты (основания и целевые установки) взаимодействия, то есть буквально то, чему они попробуют учиться "на самом деле". Программа в этой стартовой точке нуждается в опубликовании и закреплении. Важно, чтобы группа в целом приняла решение о направлении работ и изменений, о том, какое время и чему посвятить. Важно, чтобы тренер открыто сказал, какие ожидания с его точки зрения реальны, а какие нет, что программа может позволить, а что нет.

В практике нашей работы был такой случай.

Один из студентов сказал, что он ожидает, что на этих занятиях можно будет разобрать его конфликт с преподавателем университета. Тренер не придал этому большого значения и сказал, что, по всей видимости, на занятиях этого сделать не удастся, потому что есть этические ограничения на работу с ситуациями, в которых затрагиваются интересы третьих лиц, особенно в тех случаях, когда обсуждаемые персонажи хорошо известны участникам. Студент промолчал, но при подведении итогов и в первое, и во второе, и в последующие занятия говорил, что занятия ему практически ничего не дали. Вот одно из его замечаний: "Сегодня мы много разговаривали про конфликты, связанные с оценкой по предмету (имелся в виду учебный предмет), но я так и не понял, какая из этого может быть польза? Сегодняшнее занятие для меня было почти что бесполезным". Остальные студенты находились в недоумении. Они по итогам этих же занятий сделали прямо противоположные выводы.

Феномены такого сопротивления тренеру и занятиям в целом связаны с тем, что тренер не позволил развернуть проект взаимодействия одного из слушателей. При этом вся интерпретация событий слушателем фокусируется вокруг его ожиданий.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...