Разбираемый здесь конфликт относятся к полю межпоколенных конфликтов, в котором пожилая преподавательница не сумела найти

подход к ученице и не смогла сломать сложившиеся стереотипы преподавания. Она была уверена, что только за то, что она находится в статусе преподавателя, все обязаны ее уважать, и существует только одно безошибочное мнение, правильное по всем параметрам - ее. Она не любила вольностей на уроках, высказываний своей точки зрения. Она воспринимала урок как одно из звеньев работающего давно цеха, который штампует одинаковые, ординарные механизмы, которые в дальнейшем станут надежной опорой для существующего общества. Но она не учла следующего: за 30 лет общество абсолютно изменилось, появилась другая мода, другие предпочтения и ценности. Оно стремится стать гражданским с развитой рыночной экономикой, демократией, плюрализмом и всеми присущими гражданскому обществу признаками.

Она была не способна на позитивный конфликт, который позволяет развиваться и двигаться дальше. Сопротивляясь изменениям, она затормаживала всяческое развитие и умение мыслить и высказывать свою точку зрения.

Настоящий конфликт был проанализирован с точки зрения одного участника и интерпретациями поведения и мыслей другого. Он выявляет скрытые негативные стороны современной школы и существующие на этом поприще противоречия. Хотелось бы верить, что сейчас, в XXI веке, ситуация изменилась, но чем больше сталкиваешься со спецификой преподавания в наших школах, тем быстрее эта иллюзия рассеивается".

При проведении этого занятия учебную группу можно разбить на подгруппы по 3-5 человек с заданием приготовить сообщение от подгруппы по всему списку вопросов. Во время проведения работы тренер уточняет вопросы подгруппам, обращает внимание на то, чтобы ответы были ясными.

Для анализа представленных случаев можно использовать такую последовательность с соответствующими вопросами.

1. Опознание.

  • 1.1. На что это похоже?
  • 1.2. Как это можно назвать в целом?
  • 1.3. Какую метафору вы бы использовали для этого случая?

2. Анализ противоречия (проблемы).

  • 2.1. В чем состоит противоречие? (Например, с одной стороны . а с другой .)
  • 2.2. На каком материале разворачивается взаимодействие; что является явным, видимым предметом спора, столкновения?
  • 2.3. На что в действительности притязают все участники, в чем предмет взаимодействия; за что принципиально идет борьба?

3. Анализ сценария взаимодействия.

  • 3.1. Какова последовательность действий сторон?
  • 3.2. С какого действия конфликт начался?
  • 3.3. На что похож сценарий взаимодействия в целом?
  • 3.4. Каковы основные поворотные точки сценария? Охарактеризуйте их.

4. Анализ существенных характеристик взаимодействия и его участников.

  • 4.1. Каковы существенные для разрешения характеристики взаимодействия?
  • 4.2. Чем это конкретное взаимодействие характерно? Сравните с другим взаимодействием.
  • 4.3. Какие характерные черты участников взаимодействия вы бы выделили?
  • 4.4. Какие из характеристик существенно повлияли на протекание конфликта и его разрешение?

5. Самоопределение.

  • 5.1. Какую функциональную позицию Вы занимаете в конфликте? (участник, наблюдатель, посредник и т.п.)
  • 5.2. Какие позиции занимают другие участники?
  • 5.3. Какой общий рисунок образуют все позиции?
  • 5.4. Каких позиций не хватает для разрешения?

6. Действия для разрешения конфликта (проблемы).

  • 6.1. Какие из описанных действий объективно вели к разрешению конфликта (проблемы), а какие уводили в сторону?
  • 6.2. Какие действия с учетом анализа можно было бы осуществить?

Основная задача, которую непременно нужно решить в данном занятии, состоит в обнаружении принципиальных различий в моделях разрешения (разрешания) конфликтов. Важно гипотетически определить, чем эти различия обусловлены.

После этого можно вновь обратить внимание на основные стратегии в работе с конфликтом и их соотношение с так называемыми традиционными базовыми моделями разрешения конфликта: переговоры, арбитраж, давление (конфронтация), т.е. типичными культурными способами осуществления конфликтного поведения или поведения специальных социальных позиций по отношению к конфликту.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...