Далее тренер говорит, что если у групп или переговорщиков возникнут отклонения от фабул или дополнения к фабуле, существенно влияющие на аргументацию сторон, то их необходимо согласовать с ним.

После этого объявляется, что группы могут приступить к взаимодействию.

Тренер говорит примерно следующее: "Вы ознакомились с фабулой. Если есть вопросы перед началом обсуждения, вы их можете задать. Ваша задача - прийти к соглашению. Каким оно будет или может быть, никому из нас пока неизвестно. Возможно также, что вам и не удастся достичь соглашения. Но все-таки желательно, чтобы какое-то соглашение, какая-то договоренность появилась в результате вашей встречи или встреч. После того, как вы посчитаете, что взаимодействие принесло какой-то результат и вы считаете его завершенным, сообщите мне, о чем вы договорились".

Желательной для последующего обсуждения является видеозапись. Если такой возможности нет, то нужно предложить членам команды вести протокол переговоров, для того чтобы после игрового занятия можно было возвращаться к записям.

Во время игры тренер ведет собственные записи. Тренер должен фиксировать все нюансы переговоров. Особенно сложным является распознание скрытых действий участников (когда говорится про одно, а происходит другое). В анализе это нужно подчеркнуть.

После того, как стороны пришли к соглашению (или зашли в тупик), объявляется небольшой перерыв. После перерыва организуется обсуждение по следующей схеме.

Каждый член учебной группы рассказывает о своем впечатлении от увиденного и услышанного (если группа не справляется с этим, можно дать начало фразы: "Впечатление такое, что они ."). На этом этапе важно, чтобы участники не стремились делать аналитические замечания. С этим не следует спешить. Пока только общие впечатления. Последними высказываются переговорщики. Это важно для снижения остроты обсуждения и предоставления возможности переговорщикам "отдохнуть", отойти от действия. Неторопливость с действиями по специальным аналитическим схемам является важным методическим моментом в практических занятиях. У участников должна быть возможность оформить сначала свои "наивные" представления, отношения, способы понимания и интерпретации. Это важно для того, чтобы впоследствии был сравнительный материал для оформления конструктивных способов работы с конфликтом и четкого их отличия от стереотипных моделей.

Затем обсуждение строится по специально подготовленным вопросам.

Вопросы для определения назначения конфликта для его участников (первый ряд вопросов к случаю):

  • 1) Была ли у сторон в этом конфликте совместная задача? Или каждая из сторон решала автономную задачу? Почему вы так считаете?
  • 2) Если каждая сторона решала автономную задачу, то какие именно задачи решались? Почему вы так считаете?
  • 3) Как стороны предъявляли решаемые ими задачи?
  • 4) Если была совместная задача, то какая, как ее можно сформулировать? Почему вы так считаете?
  • 5) Как стороны представляли совместную задачу? Как сторона "А" представляла задачу? Сформулируйте.
  • 6) Как сторона "В" представляла совместную задачу? Сформулируйте.

Вопросы для определения динамических характеристик конфликта (второй ряд вопросов):

Сценарий конфликта в целом выглядит следующим образом:

  • 1) На что это похоже, - назовите одним - двумя предложениями. Почему вы так считаете?
  • 2) История вопроса (как и из чего развивались события). Что предшествовало встрече каждой из сторон? Почему вы так считаете?
  • 3) Последовательность действий сторон в конфликте (какова последовательность действий сторон)? Почему вы так считаете?
  • 4) Как развивались отношения сторон, какие отношения были у сторон до и после конфликта, во время конфликтной ситуации? Почему вы так считаете?
  • 5) Какие переживания вы можете отметить для каждой из сторон? Что дает вам основания считать, что стороны переживали именно это?
Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...