Также этот сценарий включает следующие вопросы для анализа конфликта с точки зрения его структурных характеристик (третий ряд вопросов):

  • 1) В чем предмет конфликта (на что притязают обе стороны)? Почему вы так считаете?
  • 2) В чем состоят истинные интересы сторон? Почему вы так считаете?
  • 3) Как разворачивалось взаимодействие сторон? Кто первым представил встречу как столкновение? Кто - вторым? Почему вы так считаете?
  • 4) Кто является участниками (сторонами) в конфликте? В какой степени каждая из сторон причастна к конфликту (является действительным субъектом)? Почему вы так считаете?

Обычно стороны в этих переговорах реализуют стратегию недоверия к тому, что говорит другая сторона (таким образом задана типичная установка: "требуют платить за то, за что раньше не платили", - и необходимость преодолеть сопротивление). Предпринимаются попытки скрытого выяснения ситуации, задаются вопросы со скрытыми целями. Предметом борьбы, как правило, выступает ответственность. То есть стороны стараются найти виновного в том, что произошло. Такой сценарий разрешения конфликта образует конфронтационные установки и закрепляет их. В фабуле содержатся два провоцирующих это обстоятельства - деньги и неопределенность тех услуг, которые требуют дополнительных расходов. Если переговорщики принимают это, то реализуется конфронтационный сценарий. В анализе важно обратиться к исходному заданию (прийти к соглашению) с тем, чтобы проблематизировать конфронтацию как способ решения проблемы. Иными словами, важно попробовать решить, можно ли вместо того, чтобы бороться друг с другом и в лучшем случае согласиться на компромисс, объединиться против проблемы.

В конце этого занятия участникам можно вспомнить или найти аналогичные примеры из жизни и "порассуждать", к чему обычно приводит такая "работа". Что выносят стороны после таких разговоров? Что происходит с их опытом и непосредственно в их отношениях?

После этого желательно, чтобы каждый участник сделал выводы в письменной форме, и поделиться своими впечатлениями.

Затем можно ввести ряд представлений о переговорах.

Прежде всего, важно обратить внимание, что не всякий разговор заинтересованных людей можно считать переговорами в культурном смысле. В жизни слишком часто переговорами называют раз-говоры; у-говоры, вы-говоры, за-говоры, с-говоры . Этот ряд можно продолжить, однако важно, что не любое говорение человека с человеком подпадает под понятие "переговоры". В качестве примеров можно привести ставшие популярными случаи, когда специальный представитель правоохранительных органов или специалист вступает в контакт с преступником, захватившим заложников. Такого рода специалистов даже прямо так и называют "переговорщик". В его задачу действительно входит добиться соглашения с захватчиком о том, чтобы минимизировать вред людям, оказавшимся заложниками. В какой части такое взаимодействие можно считать "переговорами" и чем это отличается от "уговоров"? Аналогичные примеры можно привести из практики работы с людьми, публично покушающимися на самоубийство.

Обычно переговоры определяют как организованный процесс взаимодействия с установкой на достижение соглашения. Можно сказать, что этот процесс приводит к такому установлению картин, образов, схем ситуации совместного действия, которое дает распределенный между участниками план осуществления этого действия. В таком плане каждый играет отведенную (согласованную) ему роль и не может обойтись без другого участника. Если после переговоров ничего не изменилось, значит, действительных переговоров не было или они "прошли неудачно". Переговоры завершаются совместным решением сторон, т.е. после переговоров стороны должны что-то делать. Поэтому решение должно быть выполнимым, а его исполнение - контролируемым сторонами.

  1. Какое совместное действие необходимо сделать участникам?
  2. В чем перспектива их совместности и общности?
  3. Какова эта общность, которая осуществляет действие?
Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...