Вовремя им к цели не поспеть, она осталась далеко позади.

Станислав Ежи Лец

Простая технология ведения переговоров

После обсуждения ситуаций пробных переговоров и сравнения материалов фрагментов переговоров по типу "позиционный торг" и переговоров "по интересам", можно предложить группе участников сформировать малые группы по три человека. Для этого раздаются тексты ситуаций (кейсов из "банка") и данная таблица каждой тройке. Участникам нужно попробовать следовать предложенной технологии, помня о том, к чему приводят конфронтационные установки. В тройках участники распределяются следующим образом: два человека работают как стороны в конфликте, а третий человек работает репортером, его задача - рассказать затем всей группе то, что произошло в тройке. Соответственно, задача сторон - прийти к соглашению.

После того, как обсуждения в тройках прошли, занятие всей группы можно продолжить по предложенной схеме:

  • Первая схема для обсуждения работы в тройках
  • Общее впечатление состоит в том, что .
  • Переговорный процесс состоял из .
  • Особенности этого переговорного процесса состояли в .
  • Трудности этого переговорного процесса состояли в .
  • Стороны договорились о том, что .

Участники тройки могут добавить какие-либо детали к докладу репортера, оспорить его мнение. Все остальные участники высказывают собственные впечатления от работы.

После этого все возвращаются в прежние тройки и разыгрывают ту же ситуацию, только теперь стороны конфликта должны поменяться местами. Репортеры остаются прежние. Процедура повторяется. Для репортеров встает дополнительный пункт отчета: чем эти переговоры отличаются от предыдущих? Тот же вопрос задается остальным участникам. В тройки выдается вторая схема для обсуждения.

  • Вторая схема для обсуждения работы в тройках
  • Общее впечатление состоит в том, что .
  • Стороны договорились о том, что .
  • Переговорный процесс состоял из .
  • Особенности этого переговорного процесса состояли в .
  • Трудности этого переговорного процесса состояли в .
  • По сравнению с предыдущим соглашением это соглашение было .
  • Этот переговорный процесс отличался от предыдущего тем, что .

После того, как прошло обсуждение второго круга работы, тренер предлагает тройкам поменяться ситуациями и поменять роли в тройках. Теперь те, кто были репортерами, должны стать участниками переговоров, при этом кто-то из прежних участников упражнения остается в роли участника. Далее процедура повторяется.

Третий процедурный круг завершает тренировку. На этот раз те, кто еще не был репортером, должны попробовать эту роль.

После того как все участники прошли три процедурных круга, группа делает перерыв и затем, после перерыва, каждый делится своими впечатлениями и формулирует выводы о преимуществах и недостатках технологически организованных переговоров. Для этого тренер раздает бланки (табл. 4).

Таблица 4

Индивидуальный бланк для подведения итогов тренировки

Недостатки Первая проба
Вторая проба
Роль репортера
Преимущества Первая проба
Вторая проба
Роль репортера
Общие выводы

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...