Типовые модельные сценарии. Если участник "В" вступил в конфликт с участником "А", и понимает, что у него не хватает каких-либо специальных знаний и умений для разрешения, он может обратиться к консультанту за этими знаниями. Очень важным обстоятельством в выборе консультанта является инициатива и самостоятельное решение участника в просьбе о помощи. Практика показывает, что "навязанные" по чужой инициативе консультанты обычно неэффективны, потому что участник оказывается не готовым задавать вопросы и, следовательно, слышать ответы.

С консультантом участник "В" заключает договор на консультирование, в котором обозначены все особенности взаимодействия консультанта и участника. Взаимоотношения консультанта и участника должны быть максимально открытыми.

Участнику может быть достаточно одной консультации, может потребоваться и значительно больше. Сам процесс консультирования может строиться "челночным образом", т.е. участник проводит консультацию, затем происходит раунд переговоров или какие-то конфликтные действия, затем проводит следующую консультацию и т.д., или "эпизодическим образом", т.е. участник обращается к консультанту только по мере необходимости, так, как ему это удобно.

Оценка уместности модели консультирования. Мы полагаем, что консультирование достаточно эффективно и возможно в широком спектре случаев. Основными консультантами могут быть, безусловно, профессионалы, но достаточно часто в этой позиции выступаю просто более опытные и осведомленные в разрешении конфликтов люди, которых обычно именно по этим качествам и выбирает сам нуждающийся в помощи.

Институт консультирования имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества состоят в поощрении инициативы людей в обсуждении своих конфликтов. Это, как правило, повышает личную эффективность. К минусам распространения консультирования можно отнести эффекты усиления сторон в конфликте за счет консультанта, и как следствие - повышение "конфликтности", силы самих конфликтов.

Консультирование детей имеет принципиальные отличия от консультирования взрослых. Дети ограничены в понимании конфликтов, у них недостаточно опыта и образования с точки зрения взрослых. Однако более правдоподобной представляется версия о том, что дети могут иметь собственные, детские представления о конфликтах и, соответственно, собственные ресурсы их разрешения. Консультирование как ресурс разрешения собственных конфликтов спонтанно входит в арсенал большинства детей: они обращаются за помощью, советом. Однако основным процессом, обеспечивающим эффективность консультирования, является умение точно оформлять собственные вопросы к консультанту, что требует серьезной степени децентрированности и аналитических умений. Такие умения и децентрация как феномены поведения появляются только в подростковом возрасте.

В литературе представлено довольно много несложных консультантских технологий, предназначенных для того, чтобы дети их могли осваивать. Однако на практике гораздо более эффективным представляется развитие института посредничества.

5.1.6. Представительство

Представительство - это модель обеспечения разрешения разногласий и конфликтов, при которой интересы одного или обоих участников представляет и защищает специальный человек. В делах, относящихся к области права, такую функцию выполняет адвокат, с одной стороны, и обвинение (прокурор) - с другой. Представитель, строго говоря, не имеет своих непосредственных личных интересов относительно предмета конфликта, он должен отстаивать интересы клиента или того, кого представляет. Это же справедливо и в отношении обвинения. Оно должно защищать интересы законности и правопорядка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...