Расшифровка значения шкал

Для иллюстрации расшифровки воспользуемся протоколами экспериментов по предыдущей методике "Эксперимент для изучения переговоров".

  • 1 шкала - "диффузное - концентрированное".

Пример. "Что ты делаешь? Ты у меня здесь все испортил!" - диффузный характер.

"Стой! Ты своей правой полосой рушишь мне построение!" - концентрированный характер.

Таким образом, диффузно характеризуемое действие может быть интерпретировано как деструктивное или несовместимое со встречным действием в данной ситуации вообще без указаний на какие-то частности, фрагменты. Оно может оказаться неприемлемо все целиком.

Концентрированное действие, наоборот, предельно конкретно. В нем выделены именно те фрагменты, которые желательно оставить без изменения или скорректировать.

  • 2 шкала - "пролонгирующее - законченное".

Пример. "Не торопись, попробуем обсуждать каждую фигуру" - пролонгирующее.

"Не трогай пока две левые фигуры!" - законченное.

Пролонгирующее действие содержит указание на парциальность и подразумевает дальнейшее согласованное взаимодействие. Законченное, наоборот, целостно и сразу реализует поставленную в данном акте цель, исключая на этот момент участие другой стороны.

  • 3 шкала - "неявное - очевидное".

Пример. Удержание руками полос с изображением фигуры и одновременное обсуждение другого фрагмента работы - неявное.

"Я буду собирать сейчас две левые, ты их пока не трогай" - очевидное.

  • 4 шкала - "опосредованное - прямо адресованное".

Пример. Текст, адресованный как бы другому участнику эксперимента: "Надо разрезать или согнуть полоски посредине" (понятно, что на самом деле это замечание касается экспериментатора, как собственника стимульного материала) - опосредованное.

Текст, адресованный экспериментатору: "Эти условия выполнить нельзя" - прямо адресованное.

Здесь в том и другом случаях действия адресованы экспериментатору и открывают во взаимодействии новую конфликтную линию. В первом случае оно (действие) прямо к экспериментатору не обращено, но имеет своей целью изменение условий задачи. Эти изменения ожидаются в ответ на угрозу разрушения экспериментального материала. В другом варианте с помощью такого действия проверяется степень допускаемой экспериментатором свободы действия испытуемого. Во втором случае действие прямо адресовано экспериментатору, и тем самым участник подчеркивает, что реально находится во взаимодействии именно с ним, а не со своим партнером.

  • 5 шкала - "неадекватное - адекватное".

Пример. Попытка одного из участников молча зажать руками все полоски одновременно, что сделать невозможно (по конструктивным особенностям стимульного материала), чтобы не дать другой стороне предпринять какие-либо действия по выполнению задания - неадекватное.

"Перестань двигать полосы как попало, так мы с тобой ничего не сделаем!" - адекватное.

Неадекватные, выходящие за рамки обычных для данного типа ситуаций, действия как "prima acta" в конфликте, обычно и замыслены таким образом, чтобы быть неожиданными. В этом их предполагаемая эффективность.

Ситуационносообразные характеризуются как соответствующие логике разрешения конфликта и обычно отражают некоторые стереотипы поведенческих стратегий в известных типах ситуаций. Такие действия достаточно быстро идентифицируются участниками.

Интерпретация результатов

Возможны следующие варианты интерпретации.

  1. Общий сдвиг профиля в поле означает высокую степень оформленности ситуации как конфликтной для участников.
  2. Сдвиг по одной или нескольким шкалам означает следующее:
  • 1 шкала - наличие-отсутствие представлений о стереотипах решения конфликта;
  • 2 шкала - тактический-стратегический характер действий;
  • 3 шкала - готовность-неготовность обсуждать (представлять) свой технический ресурс по разрешению ситуации;
  • 4 шкала - отношение к другой стороне как непосредственному (партнеру-оппоненту) участнику взаимодействия или представителю третьего лица;
  • 5 шкала - степень связности представленного конфликтного действия и его субъективного основания.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Последователи Фрейда
...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...