Эксперименты, игровые сюжеты и процедуры для изучения конфликтов и переговоровКонструктивная психология конфликта / Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению
переговоров / Эксперименты, игровые сюжеты и процедуры для изучения конфликтов и переговоровСтраница 3
Расшифровка значения шкал
Для иллюстрации расшифровки воспользуемся протоколами экспериментов по предыдущей методике "Эксперимент для изучения переговоров".
- 1 шкала - "диффузное - концентрированное".
Пример. "Что ты делаешь? Ты у меня здесь все испортил!" - диффузный характер.
"Стой! Ты своей правой полосой рушишь мне построение!" - концентрированный характер.
Таким образом, диффузно характеризуемое действие может быть интерпретировано как деструктивное или несовместимое со встречным действием в данной ситуации вообще без указаний на какие-то частности, фрагменты. Оно может оказаться неприемлемо все целиком.
Концентрированное действие, наоборот, предельно конкретно. В нем выделены именно те фрагменты, которые желательно оставить без изменения или скорректировать.
- 2 шкала - "пролонгирующее - законченное".
Пример. "Не торопись, попробуем обсуждать каждую фигуру" - пролонгирующее.
"Не трогай пока две левые фигуры!" - законченное.
Пролонгирующее действие содержит указание на парциальность и подразумевает дальнейшее согласованное взаимодействие. Законченное, наоборот, целостно и сразу реализует поставленную в данном акте цель, исключая на этот момент участие другой стороны.
- 3 шкала - "неявное - очевидное".
Пример. Удержание руками полос с изображением фигуры и одновременное обсуждение другого фрагмента работы - неявное.
"Я буду собирать сейчас две левые, ты их пока не трогай" - очевидное.
- 4 шкала - "опосредованное - прямо адресованное".
Пример. Текст, адресованный как бы другому участнику эксперимента: "Надо разрезать или согнуть полоски посредине" (понятно, что на самом деле это замечание касается экспериментатора, как собственника стимульного материала) - опосредованное.
Текст, адресованный экспериментатору: "Эти условия выполнить нельзя" - прямо адресованное.
Здесь в том и другом случаях действия адресованы экспериментатору и открывают во взаимодействии новую конфликтную линию. В первом случае оно (действие) прямо к экспериментатору не обращено, но имеет своей целью изменение условий задачи. Эти изменения ожидаются в ответ на угрозу разрушения экспериментального материала. В другом варианте с помощью такого действия проверяется степень допускаемой экспериментатором свободы действия испытуемого. Во втором случае действие прямо адресовано экспериментатору, и тем самым участник подчеркивает, что реально находится во взаимодействии именно с ним, а не со своим партнером.
- 5 шкала - "неадекватное - адекватное".
Пример. Попытка одного из участников молча зажать руками все полоски одновременно, что сделать невозможно (по конструктивным особенностям стимульного материала), чтобы не дать другой стороне предпринять какие-либо действия по выполнению задания - неадекватное.
"Перестань двигать полосы как попало, так мы с тобой ничего не сделаем!" - адекватное.
Неадекватные, выходящие за рамки обычных для данного типа ситуаций, действия как "prima acta" в конфликте, обычно и замыслены таким образом, чтобы быть неожиданными. В этом их предполагаемая эффективность.
Ситуационносообразные характеризуются как соответствующие логике разрешения конфликта и обычно отражают некоторые стереотипы поведенческих стратегий в известных типах ситуаций. Такие действия достаточно быстро идентифицируются участниками.
Интерпретация результатов
Возможны следующие варианты интерпретации.
- Общий сдвиг профиля в поле означает высокую степень оформленности ситуации как конфликтной для участников.
- Сдвиг по одной или нескольким шкалам означает следующее:
- 1 шкала - наличие-отсутствие представлений о стереотипах решения конфликта;
- 2 шкала - тактический-стратегический характер действий;
- 3 шкала - готовность-неготовность обсуждать (представлять) свой технический ресурс по разрешению ситуации;
- 4 шкала - отношение к другой стороне как непосредственному (партнеру-оппоненту) участнику взаимодействия или представителю третьего лица;
- 5 шкала - степень связности представленного конфликтного действия и его субъективного основания.
Смотрите также
Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены
лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление
в лабораторных условиях. Это об ...
Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается
в данной статье в двух разделах.
Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...
Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала
инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия,
относящиеся к раннему развитию челове ...