Расшифровка значения шкал

Для иллюстрации расшифровки воспользуемся протоколами экспериментов по предыдущей методике "Эксперимент для изучения переговоров".

  • 1 шкала - "диффузное - концентрированное".

Пример. "Что ты делаешь? Ты у меня здесь все испортил!" - диффузный характер.

"Стой! Ты своей правой полосой рушишь мне построение!" - концентрированный характер.

Таким образом, диффузно характеризуемое действие может быть интерпретировано как деструктивное или несовместимое со встречным действием в данной ситуации вообще без указаний на какие-то частности, фрагменты. Оно может оказаться неприемлемо все целиком.

Концентрированное действие, наоборот, предельно конкретно. В нем выделены именно те фрагменты, которые желательно оставить без изменения или скорректировать.

  • 2 шкала - "пролонгирующее - законченное".

Пример. "Не торопись, попробуем обсуждать каждую фигуру" - пролонгирующее.

"Не трогай пока две левые фигуры!" - законченное.

Пролонгирующее действие содержит указание на парциальность и подразумевает дальнейшее согласованное взаимодействие. Законченное, наоборот, целостно и сразу реализует поставленную в данном акте цель, исключая на этот момент участие другой стороны.

  • 3 шкала - "неявное - очевидное".

Пример. Удержание руками полос с изображением фигуры и одновременное обсуждение другого фрагмента работы - неявное.

"Я буду собирать сейчас две левые, ты их пока не трогай" - очевидное.

  • 4 шкала - "опосредованное - прямо адресованное".

Пример. Текст, адресованный как бы другому участнику эксперимента: "Надо разрезать или согнуть полоски посредине" (понятно, что на самом деле это замечание касается экспериментатора, как собственника стимульного материала) - опосредованное.

Текст, адресованный экспериментатору: "Эти условия выполнить нельзя" - прямо адресованное.

Здесь в том и другом случаях действия адресованы экспериментатору и открывают во взаимодействии новую конфликтную линию. В первом случае оно (действие) прямо к экспериментатору не обращено, но имеет своей целью изменение условий задачи. Эти изменения ожидаются в ответ на угрозу разрушения экспериментального материала. В другом варианте с помощью такого действия проверяется степень допускаемой экспериментатором свободы действия испытуемого. Во втором случае действие прямо адресовано экспериментатору, и тем самым участник подчеркивает, что реально находится во взаимодействии именно с ним, а не со своим партнером.

  • 5 шкала - "неадекватное - адекватное".

Пример. Попытка одного из участников молча зажать руками все полоски одновременно, что сделать невозможно (по конструктивным особенностям стимульного материала), чтобы не дать другой стороне предпринять какие-либо действия по выполнению задания - неадекватное.

"Перестань двигать полосы как попало, так мы с тобой ничего не сделаем!" - адекватное.

Неадекватные, выходящие за рамки обычных для данного типа ситуаций, действия как "prima acta" в конфликте, обычно и замыслены таким образом, чтобы быть неожиданными. В этом их предполагаемая эффективность.

Ситуационносообразные характеризуются как соответствующие логике разрешения конфликта и обычно отражают некоторые стереотипы поведенческих стратегий в известных типах ситуаций. Такие действия достаточно быстро идентифицируются участниками.

Интерпретация результатов

Возможны следующие варианты интерпретации.

  1. Общий сдвиг профиля в поле означает высокую степень оформленности ситуации как конфликтной для участников.
  2. Сдвиг по одной или нескольким шкалам означает следующее:
  • 1 шкала - наличие-отсутствие представлений о стереотипах решения конфликта;
  • 2 шкала - тактический-стратегический характер действий;
  • 3 шкала - готовность-неготовность обсуждать (представлять) свой технический ресурс по разрешению ситуации;
  • 4 шкала - отношение к другой стороне как непосредственному (партнеру-оппоненту) участнику взаимодействия или представителю третьего лица;
  • 5 шкала - степень связности представленного конфликтного действия и его субъективного основания.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...