В дополнение к предложенному полю могут появиться и другие шкалы, например, выраженности конфронтации. Однако исследования показали, что такой характер стартового действия далеко не всегда однозначно стратегичен и разрушителен по отношению к встречному действию и его носителю. Потенциально оно может содержать и реализовывать вполне положительные установки.

Конфронтационность подчеркивает лишь тактический момент.

5.2.4. Эксперимент для изучения рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии

Ах, если бы мы могли видеть жизнь, а не ситуацию.

Станислав Ежи Лец

Эксперимент представляет собой подготовку и осуществление коммуникативного акта при заведомо определенных конфликтогенных условиях. В эксперименте, в зависимости от модификации, участвуют от трех до шести испытуемых, разделенных на две группы.

Участникам эксперимента в инструкции сообщается, что все они будут готовиться к акту коммуникации (переговорам) от имени группы или от себя лично, а затем после подготовки один из них (кто - они определяют сами) осуществит реальное взаимодействие с представителем из второй группы, реализующей другую роль во взаимодействии.

Возможные варианты типов коммуникаций

  • педагог - ученик;
  • педагог - родитель;
  • руководитель - подчиненный;
  • ученик - ученик;
  • педагог - педагог;
  • психолог - педагог и др.

Затем для групп (каждой в отдельности) выдается информация, необходимая для освоения роли и подготовки к взаимодействию.

Необходимость выработки согласованного группового решения, обусловленного предстоящим ответственным представительским выступлением одного из участников, приводит в группе к "мышлению вслух", что дает экспериментатору и наблюдателям возможность изучать в динамике весь процесс проявления и развития отношений, выработки, реализации, анализа оснований и коррекции решений (при хороших условиях желательна видеосъемка для последующего анализа всей группой).

Эксперимент проводится в несколько этапов.

  • 1-й этап. Обсуждение исходной информации и принятие согласованного решения о стратегии будущего взаимодействия; выдвижение фигуры для реального контакта.
  • 2-й этап. Реализация избранной стратегии во взаимодействии (в присутствии каждой из сторон остальных участников эксперимента, но без их вмешательства в акт взаимодействия).
  • 3-й этап. Прерывание (прекращение) взаимодействия и возвращение к обсуждению в группах. Анализ и коррекция действий сторон вплоть до замены исполнителей.
  • 4-й этап. Возвращение к взаимодействию после группового обсуждения и коррекции стратегий (тактик). При необходимости 3-й и 4-й этапы могут повторяться до тех пор, пока участники не сочтут задачу решенной.
  • 5-й этап. Совместное (экспериментатор и обе группы участников) обсуждение хода и результатов взаимодействия.

С точки зрения обнаружения рефлексивных процессов наибольший интерес представляет 2-й этап, во время которого происходит как бы "раздвоение" позиционера (при условии присвоения роли, значимым качественным признаком которого является переход в обсуждении ролевого поведения от местоимений "он", "она", "они" к местоимениям "я", "мы").

В качестве материала для принятия ролей и выбора сторон для ведения переговоров можно предложить сюжет из телесериала "про школу".

В 11-м классе 5-й и 6-й уроки - сдвоенный урок физики. После звонка в класс входит Зоя Витальевна (З. В.). (возраст примерно от 44 до 48, не замужем, в школе - сразу после пединститута, последние 10 лет завуч).

З. В. (останавливается в дверях, принюхивается). Ну, это уже совсем 11-а до ручки дошел. Кто курил в классе?!

Тишина.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...