1. Исследования конфликтов человеческой души в глубинной психологии и психоанализе

Психоанализ сделал первый отчетливый исследовательский шаг в понимании глубинных проявлений человеческой психики. Несомненно, что центром его практических и исследовательских усилий являлись и являются конфликты и коллизии человеческой души.

Динамика развития самого психоанализа конфликтна. Знаменитая эмансипация основных союзников З. Фрейда - К.Г. Юнга и А. Адлера показала, что психоанализ может меняться. Дальнейшие шаги психоанализа подтвердили это. С 30-х годов XX столетия в работах психоаналитиков явно усилилась роль социального и социально-психологического аспектов человеческой жизни. Однако он остается неизменным в принципиальных представлениях: бессознательное существует и определяет жизнь человека; конфликты и противоречия души являются и двигателем и тормозом человеческого развития; развитие человека в онтогенезе периодично и закономерно; человек может меняться через лечение или образование.

В этом смысле, в истории психоанализа можно выделить два полюса практики, вокруг которых он сосредотачивался в тех или иных его вариантах: психотерапия и педагогика. Именно в зависимости от практического отношения к конфликту психоаналитик или учил (образовывал) или лечил (исцелял). В известном смысле мы можем сказать, что психоанализ прошел путь развития от невроза и его содержимого (либидо, власть, архетип) к конфликту как механизму движения души и сущностной характеристики человека; от невроза как "неудавшегося" конфликта - к конфликту как потенциалу развития.

Феномен сопротивления лечению в психоанализе все больше понимается не только как симптом и стартовая точка исцеления, но и как симптом и стартовая точка развития.

Центральной характеристикой исследования конфликтов можно признать направленность на их бессознательную природу. Цель практической работы состоит в осознании скрытых, но детерминирующих поведение человека аффективных конфликтов (неврозов) как забытых событий индивидуальной биографии. Вместе с тем, уже в работах родоначальника глубинной психологии З. Фрейда содержится описание педагогического смысла конфликта.

Рекомендуемая литература

  • Адлер А. О нервическом характере. Университетская книга. - СПб. - М, 1997.
  • Бейч Дж. Р., Голъдберг Г. Творческая агрессия: Пер. - Нью-Йорк, 1974.
  • Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. - СПб.: Изд-во Междунар. фонда истории науки, 1991.
  • Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Л.: Лениздат, 1991.
  • Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. - СПб.: Братство, 1992.
  • Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М.: Педагогика, 1991.
  • Бард И. Фобия. - М.: Проспект, 2002.
  • Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. - СПб.: Детство-пресс, 1999.
  • Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. - М.: Педагогика, 1991.
  • Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. - Минск: Университетское, 1988.
  • Лакан Ж. Семинары. Кн. 1. Работы Фрейда по технике психоанализа (1953-1954). - М.: Гнозис/Логос, 1998.
  • Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. "Я" в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954-1955). - М.: Гнозис/Логос, 1999.
  • Лейнг Р. Разделенное Я. Государственная библиотека Украины для юношества. - Киев., 1995.
  • Ключевые понятия психоанализа / Под ред. В. Мертенса. - СПб., 2001.
  • Михеева И.Н. Амбивалентность личности. - М.: Наука, 1991.
  • Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. Гл. IX. Конфликт. - М.: Прогресс, 1975.
  • Одайник В. Психология политики. - М.: Ювента, 1996.
  • Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. Семья как психотерапевт. - М.: Смысл, 1993.
  • Рики Э. Страх. - М.: Проспект, 2002.
  • Руффлер М. Игры внутри нас. - М.: Ин-т психотерапии, 1998.
  • Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
  • Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия: Краткое руководство // Психологическая и психоаналитическая библиотека / Под ред. проф. А.И. Белкина, С.И.Съедина. - М., 1992.
  • Философы, социологи, психологи о конфликте: Сб. текстов для студ. психолого-педагогич. ф-та. Часть I. - Красноярск: КГУ, 1991.
  • Фрейд З. Введение в технику детского психоанализа // Введение в детский психоанализ. Вып. I. - М.: 1991.
  • Фрейд З. Психология "Я" и защитные механизмы. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  • Фрейд З. О клиническом психоанализе. - М.: Медицина, 1992.
  • Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе: Сб. статей. - М.-Пг., 1923.
  • Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989.
  • Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к антологии "Природа человека" // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.: Прогресс, 1990.
  • Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990.
  • Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1995.
  • Хасан Б.И. Классический психоанализ детского возраста и современные конфликты детской души // Классический психоанализ детского возраста. Библиотека прикладной психологии и психотерапии / Под ред. В.В. Макарова, Б.И. Хасана. - Красноярск, 1993.
  • Хиггинс Р. Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризисе (главы из книги) // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.: Прогресс, 1990.
  • Хорни К. Женская психология. Библиотека психоаналитической литературы / Под общ. ред. А.И. Белкина, М. М. Решетникова. - СПб., 1993.
  • Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Изд. группа "Прогресс-Универс", 1993.
  • Хорни К. Наши внутренние конфликты. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3. Смысл. - М., 1997.
  • Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Московский психотерапевтич. журн., 1992. - № 2.
  • Юнг К.Г. Конфликты детской души // Психоанализ детского возраста. - М., 1924.
  • Abraham, Jung, Jones, Tausk, Ferenczi, Bearain, Nepallek, Сокольницкая. Психоанализ детского возраста. - М.: Гос. изд-во, 1924.
  • Jakson E. Internal conflict in desires and morals // Amer philos. quart.
  • Oxford, 1985. - Vol. 22, № 2. Wedge B. Psychology of the self in social conflict // International conflict resolution. - Brighlon Bulder, 1986.
Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...