Пояснительная записка

Курс может преподаваться и изучаться в полном объеме в дополнение к основным курсам социальной психологии и психологии развития, а также в сокращенном варианте в рамках курсов по прикладной психологии или психотехнике. Он адресован студентам психологических специальностей, а также студентам, изучающим социальную работу и менеджмент.

В зависимости от состава слушателей, их интересов, опыта и специализации преподавателей могут быть внесены существенные коррективы прежде всего в материалы, касающиеся предметного содержания конфликтов и сфер, в которых конфликты изучаются и конструируются.

Здесь представлен один из возможных вариантов преподавания и изучения курса, рассчитанный на группу студентов психологической специальности с ориентацией на образовательный менеджмент в условиях различных институциональных форм как государственных, так и негосударственных, для детей и взрослых.

Философия курса: обмен обязательствами.

Мы не считаем, что абсолютно все конфликты или споры, и даже основные краеугольные проблемы, их порождающие, могут быть предметом переговоров или посреднической деятельности. Слишком часто и слишком сильно может меняться контекст противоречий. Противоречие невозможно упростить, используя для его разрешения упрощенные или устаревшие методы и теории. Сложность современных противоречий и конфликтов требует особого внимания и тщательности при анализе, работе с материалом и предметом разногласий и оценке его значения и ресурсов сторон.

Вместе с тем, мы уверены, что конструктивный подход к конфликтной проблематике - это новые шансы и возможности для развития людей и коллективов. Поэтому мы считаем важным ориентироваться не только на понимание того, что происходит и случается, но и на специальное создание конфликтной действительности для овладения противоречиями, для их разрешения с пользой для человека и общества.

Учебные цели курса

Общие. Мы рассчитываем на то, что при соблюдении условий активной, ответственной, самостоятельной работы по завершении курса все участники приобретут теоретические и практические навыки работы с конфликтами, их конструирования и разрешения в процессе организации и проведения переговоров, а также стратегических и тактических приемов поведения в разнообразных конфликтных ситуациях.

Конкретные. Участники смогут:

  • четко видеть различия между "интересами" сторон и "проблемами", в которых они воплощены;
  • достаточно точно диагностировать внутренние и внешние сложности разрешения конфликтов, что необходимо для оценки конфликта и подготовки к формированию стратегии его разрешения;
  • определять и использовать различные формы силы и власти;
  • компетентно вырабатывать позиции на переговорах после получения представления о целях и функциях исходной позиции, последующих позиций, позиций отступления, предельного отступления и альтернатив;
  • использовать подходящие приемы коммуникации; активное слушание; адекватные формулировки, правильную постановку правильных вопросов, зеркальное отражение и паузы, которые облегчают процесс разрешения конфликта;
  • эффективно использовать несколько систем ведения переговоров, таких как расчленение проблемы, выработка соглашений в принципе, распределительные и интегративные переговоры, проверка на реалистичность, уступки и разработка quid pro quo;
  • повысить восприимчивость к своим предложениям посредством понимания причин сопротивления и определения путей его снижения;
  • " вырабатывать творческие и жизнеспособные варианты решений;
  • достигать завершения всех этапов и правильно формулировать соглашение;
  • понимать этические нормы ведения переговоров, необходимые для справедливого и эффективного управления и разрешения как видимых, так и невидимых противоречий;
  • приобрести знания и уверенность, необходимые для использования услуг посредника, если они необходимы для предотвращения и/или выхода из тупиковой ситуации в процессе переговоров.

Основные формы занятий

Интерактивные лекции, тренинговые упражнения, игровые процедуры, тесты, консультации во время занятий и между ними, изучение и анализ случаев.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...