Условно можно говорить о трех этапах в истории изучения практического мышления. Первый начинается со знаменитой работы В. Кёлера, в качестве исходного берется представление о мышлении ребенка. Явно или неявно практическое мышление уподобляется мышлению наглядно-действенному, связывается со способностью ребенка сориентироваться и разумно действовать в конкретной ситуации. Дискуссию на этом первом этапе никак нельзя считать устаревшей или имеющей чисто исторический интерес. Вопросы, которые там решаются, весьма актуальны сегодня и вновь находятся в центре внимания психологов.

Второй этап, по-видимому, нужно связывать с работой Б.М. Теплова «Ум полководца». Здесь под практическим мышлением понимают уже мышление взрослого человека, занимающегося практической деятельностью. Подчеркивается несводимость практического мышления к наглядно-действенному, сложность задач, которые оно решает. Наглядно-действенному мышлению ребенка противопоставляется мышление взрослого в некоторых наиболее сложных видах деятельности: мышление руководителя, полководца.

Этот новый взгляд на практическое мышление обнаруживает целый ряд нерешенных проблем общей психологии, а также по-новому ставит и саму проблему практического мышления. Однако, как правило, преобладает облегченное решение проблемы практического мышления: это мышление в условиях реальной практической деятельности, то есть в условиях опасности, высокой ответственности за принимаемое решение, дефицита времени. Вместе с тем это мышление, непосредственно связанное с деятельностью, сразу реализующееся в конкретных условиях.

Тритий современный этап возможно еще не обозначился достаточно четко. Для него характерна серьезная дискуссия о природе практического мышления. Возникает вопрос: следует ли считать практическим любое профессиональное мышление, «бытовое» мышление в повседневной жизни? Появляется большое количество исследований, посвященных как профессиональному, так и практическому мышлению. Их результаты иногда противоречивы, но показывают ограниченность существующего концептуального аппарата, невозможность пояснения с его помощью природы и специфики практического мышления.

В то же время несколько новых направлений в психологии обнаруживают свой интерес и предлагают свои специфические решения некоторых важных проблем практического мышления. По сути дела в общей теории практического мышления как бы появляются разделы и отрасли, пока еще не объединенные в единую систему, складываются самостоятельные подходы, методы исследования, сферы приложения.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...