Далее авторы подробно обсуждают затронутую проблему, останавливаясь на целом ряде моментов, актуальных для экспериментального изучения практического интеллекта. Так, они не относят к «разумному действию» интеллект, который проявляется «при некоторых мысленно исполняемых действиях», так как, по данным Богена, есть люди, которые способны к таким действиям, «а в реальных делах беспомощны» [165, с. 6]. Непригодным для проверки «наивной физики» они считают «задачи на тестирование в психологии «так называемого «технического» понимания» [165, с. 7], задачи, в которых вообще отсутствует наглядность и апеллируется только к представлениям испытуемого [165, с. 8].

В качестве важного критерия при определении специфики практического интеллекта авторы работы называют мотивы решения задачи: практический интеллект участвует в достижении привлекательной цели, теоретический интеллект испытуемого «работает над решением поставленной ему задачи, независимо от цели» [165, с. 10]. Так Бине и Симон (1905) проверяли способность ребенка к сравнению. Средства решения задачи мало интересовали экспериментаторов и служили лишь симптомом того, понял ли ребенок задачу. «Что ребенок попытается из честолюбия или каких-то теоретических представлений решить эту задачу, предполагается само собой разумеющимся», — пишет Липман [165, с. 10].

В психологии, по мнению авторов, больше уделялось внимания процессам познания, восприятия, вниманию, мышлению, а не процессам воли и действию. «Интеллект рассматривался слишком интеллектуалистическим и совсем, или почти совсем не учитывалось интеллектуальное действие». В итоге мы располагаем лишь зачатками методик для изучения интеллектуального поведения в практической ситуации [165, с. 14]. Даже представители детской психологии до сих пор по-настоящему не интересовались, когда дети правильно начинают воспринимать окружающие их предметы, «когда в ребенке достаточно развита наивная физика и он уже знает, что стул… может устойчиво стоять только при опоре хотя бы на три ножки?» [165, с. 15]. Липман считает, что «судить об интеллекте человека только по познавательным моментам слишком одностороннее». По сути важнее диагностировать не способность заниматься «научно», а «жизнеспособность» пациентов, то есть их способность целесообразно вести себя в окружающей среде через то, что было названо наивной физикой в человеке.

Соответственно двум формам интеллекта авторы различают два типа способностей. Гностически одаренный человек имеет способность и склонность к познанию вещей и людей, их состояний и изменений. Технически одаренный человек (не только техники, но и воспитатели) стремятся добиться в окружающих людях и предметах желаемых изменений, то есть он обладает способностью к разумному интеллектуальному действию [165, с. 16].

Значительная часть работы Липмана и Богена посвящена описанию множества экспериментов, многие из которых выполнены с помощью специальной методики. Методика очень близка по замыслу к кёлеровским опытам, но ее конкретное воплощение сильно отличается, так как испытуемыми являлись здоровые и умственно отсталые дети 9–14 лет. Прежде всего, не животное помещено в клетку, как в опытах зоопсихологов, а приманка находится в клетке.

Не вдаваясь в подробности, подчеркнем важные особенности экспериментальной установки. Клетка из прутьев с наклонным полом, перегородкой и ловушкой сделана так, что испытуемому очень непросто, перекатывая внутри ее шарик с шоколадом внутри, извлечь, наконец, его из клетки. Между прутьями для этого удается просунуть только одну из пяти палочек разной формы.

В качестве инструментов для эксперимента служили шарик и пять палочек. Инструкция была приблизительно следующей: «Ты ведь видишь шарик, в который я положил шоколад? Достань шоколадку из клетки и съешь ее. Пользуйся всем, что лежит на столе». Важной деталью было то, что для получения шоколадки испытуемый был вынужден двигать цель в направлении от себя.

Были использованы также и более простые экспериментальные установки. Например, очень высокий шкаф (2 м 40 см), который можно заставить вибрировать с помощью особой подставки. Со шкафа нужно достать тот же шарик. Рядом со шкафом находится стул, на нем палка с загнутым концом. Решения испытуемых в основном протекают (и протоколируются) в действенной форме.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...