По материалам этих очень интересных экспериментов коснемся лишь некоторых моментов, особо актуальных для нашей проблемы. Так последовательно, эксперимент за экспериментом Боген показывает, что представляет собой наивная физика, почему и как оптического структурирования недостаточно для решения задачи, а наивная физика приводит к успеху. Из экспериментов становится ясным, что эксплицитные теоретические знания о физическом окружении и его физике совсем не то же, что специфическое знание наивной физики, когда с помощью действия удается «адекватно подчинить физику вещи физике собственного тела» [165, с. 10]. Показано приспособление к инструменту, интуитивно антиципированный способ действия: «в характерной особенности осторожного толчкообразного движения узнается наивная, правильно понятая динамика ручной мускулатуры. Она подчинена целевому понятию ситуации [165, с. 18]. По мнению Богена, случай, описанный Кёлером, когда обезьяна для решения задачи пыталась использовать сложенную солому — инструмент совершенно недостаточный — показывает, что «к неверному действию может привести детерминация деятельности только через оптику». На самом деле «действие определяется преимущественно через физическую структуру» [165, с. 26].

Как постепенно достигается понимание (охват) ситуации, хорошо видно в опытах с умственно отсталыми учениками. «Они неоднократно начинают свою работу в клетке, — пишут авторы, — сосредотачивая свое внимание на манящую цель. При этом сама клетка очень бегло осматривается, берется палочка, и затем действие часто беспомощно прерывается» [165, с. 41].

Только после этого испытуемый с заметной сосредоточенностью осматривает клетку, «происходит движение к оптическому ориентированию». Обзор ситуации вызывается дальнейшим «целевым действием», устанавливается «связь графика решения» с «оптически данной ситуацией в целом» [165, с. 42]. Последний акт четко выделяется, когда равнодушное «сонное» манипулирование палочками сменялось на заинтересованную работу с шаром и далее вело к успеху. Итак, во всех случаях разумное действие предполагает целостный образ ситуации. Для человека при этом физические компоненты имеют гораздо большее влияние на образ его действия; для него характерно наличие «графика решения» в грубом антиципировании, и таким образом его действию указывается направление [165, с. 44]. Но полное решение достигается только в связи с пониманием физической структуры.

Важным компонентом решения оказывается выбор инструмента. Испытуемые при этом делились на три группы. Первые берут его в соответствии с предполагаемым решением; вторые инстинктивно «хватают» правильный инструмент; третьи берут какую-нибудь палочку и экспериментируют с нею для преодоления «коварства объекта» [165, с. 44]. Не передавая содержания этого параграфа, заметим лишь, что в качестве влияющих на выбор внешнефизических моментов выделены: соотношение форм инструмента и предмета цели, их соотношение в пространстве, соотношение растяжения инструмента и слабое расширение пространства между прутьями решетки и оптическая изолированность инструментов друг от друга. Их органическое присоединение как части целого позволяет «предметное» восприятие и «целевое» обращение» [165, с. 53].

Подводя некоторый итог, Липман и Боген утверждают, что «человек в своих действиях в практических ситуациях руководствуется физическими структурами на более высоком уровне. Шимпанзе действуют согласно исследованиям Кёлера «оптически-интеллектуально» [165, с. 57].

В последних параграфах их книги обсуждаются проблема научения, педагогика и профконсультация и приводятся обширные протоколы «проверки физических действий животных и людей», их краткий анализ, то есть даются методы исследования, предложенные различными авторами, среди которых Бюлер, Элиасберг, Гобгауз, Кёлер, Липман, Россолимо, Йеркс и другие, всего 24 автора.

Попробуем подвести некоторые итоги. Работа Липмана и Богена явилась важным этапом в изучении практического мышления. В отличие от множества современных им исследователей они не просто проверяют, повторяют, критикуют работы Кёлера. Они развивают теорию практического интеллекта, расширив круг испытуемых (уже дети до 14 лет, умственно отсталые и здоровые), предложив новые методы исследования, не нарушающие, а развивающие принципы Кёлера.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...