По мнению Л.С. Выготского, «первая попытка найти… принципиальное отличие в практическом интеллекте ребенка и… обезьяны была сделана в лаборатории М.Я. Басова, поскольку исследователи исходят из положения, что «социальный опыт играет доминирующую роль у человека» [14, с. 12]: у ребенка, благодаря подражанию и применению орудий по заданному образцу, возникают готовые шаблоны действий, происходит овладение самим принципом данной деятельности.

Выготский критически относится к теоретической позиции авторов. Социальный опыт, — замечает он, — не меняя существенно структуру интеллектуальных операций ребенка, просто наполняет эти операции другим содержанием. Его не удовлетворяет и экспериментальное исследование, выполненное С.А. Шапиро и Е.Д. Герке, которое показало, что «речь замещает и компенсирует подлинное приспособление, она же служит мостом для перехода к прошлому опыту и чисто социальному виду приспособления, которое проводится через посредство экспериментатора» [14, с. 13].

Чтобы наметить отправную точку для собственного исследования, Л.С. Выготский указывает на работу Гийома и Меерсона (1930), исследовавших употребление орудий у обезьян. По их мнению «поведение обезьян аналогично поведению человека, у которого выключена речь» [14, с. 13]. Тогда каковы по структуре все практические действия говорящего ребенка, какова история их возникновения? Признавая, что все предшествовавшие исследования «вскрывают связь между развитием человеческих форм деятельности и их биологическими задатками». Выготский подчеркивает, что остается нераскрытым «новый тип отношения к среде, характерный для человека, новые формы деятельности, которые привели к развитию труда как определяющей формы отношения человека к природе, связь употребления орудий с речью» [14, с.14].

Изучение употребления знаков у ребенка и развития этой операции привели Выготского и его сотрудников к выводу, что эта новая форма деятельности не возникает ни тем путем, которым вырабатывается сложный навык, ни тем путем, которым возникает открытие или изобретение ребенка.

Итак, Л.С. Выготского интересует, в первую очередь, история возникновения специфически человеческих форм деятельности, символической деятельности, функция речи и их отношение к проблеме практического мышления. Учитывая это обстоятельство, можно понять и характер критики Выготским всех предшествующих исследователей, и направленность дальнейшего изложения материала. Сначала дается краткий очерк экспериментальных исследований символической деятельности ребенка и развивается мысль о том, что уже восприятие у человека оказывается зависимым от речи. «В наших опытах с передачей содержания картин путем словесного описания и путем игрового действия мы могли констатировать глубочайшие изменения, вносимые в процесс восприятия речью» [14, с. 18]. Это же наблюдалось и путем сравнения решения задачи глухонемым и слышащим ребенком. При вступлении в действие речи… восприятие перестает быть связанным непосредственным впечатлением целого, перестает быть «рабом зрительного поля». Отсюда Выготский делает важный вывод: решать задачу молча еще не значить решать ее без помощи речи.

Из исследования символических речевых форм деятельности и практического интеллекта вытекало, — пишет далее Выготский, — что это процессы, имеющие абсолютно различные корни. Прослеживая психическое развитие ребенка, психологи установили, что на протяжении целого периода развития символических процессов речь, сопровождая общую деятельность ребенка, обнаруживает эгоцентрический характер; существуя в принципе отдельно от действия, идет параллельно ему.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...