Борис Михайлович Теплов был не просто высокообразованным психологом, талантливым исследователем и в высшей степени эрудированным интеллигентным человеком. Он также — фронтовик, окончил школу прапорщиков, работал в «школе маскировки» Красной Армии вместе с крупными учеными — физиками, математиками и психологами. Успешная научная работа в этой отрасли военного дела, незаурядные организаторские способности, общая высокая культура послужили основой присвоения Борису Михайловичу высокого воинского звания — командира бригады — и сделали его одним из ведущих создателей маскировочного дела Красной Армии. Б.М. Теплов хорошо знал труд военного, но он также подробно был знаком с рядом других профессий, что привело его к новому пониманию природы мышления, его взаимосвязи с деятельностью.

Многих психологов удивлял сам метод, избранный Б.М. Тепловым при создании этой его работы. Странным казалось, что именно он, считавший непременным атрибутом психолога непосредственный контакт со своим объектом, принялся за «книжную» тему. Однако мы понимаем, что при его великолепном, глубоком знании военного труда, он мог применить своеобразную методику психологического изучения: использование свидетельских показаний, мнений компетентных судей и высказываний самих изучаемых лиц. По мнению А.Р. Лурия, это был образец клинического изучения личности в условиях практической деятельности [82, с.67]. Сам Б.М. Теплов обстоятельно аргументировал идею нового пути изучения мышления. По его мнению, даже самые общие закономерности могут быть вскрыты не путем отвлечения в ходе исследования от предметного, жизненного содержания объектов, а как раз наоборот! Он считал, что к вопросам психологии мышления можно подойти путем психологического анализа очень специального случая мыслительной деятельности [11, с. 3]. Он стремился преодолеть абстрактность традиционных методов психологического исследования, берущих психические процессы в отрыве от живого контекста психической жизни человека.

Работа Б.М. Теплова «Ум полководца» была впервые полностью напечатана в «Ученых записках» МГУ, вып. 90, в 1945 году. Он пишет, что изучение умственной работы полководца представляет не только практический интерес, но имеет большое значение с точки зрения построения психологии мышления. Ведь ум полководца является одним из характернейших примеров практического ума, в котором с чрезвычайной яркостью выступают своеобразные черты последнего.

Подчеркивая большую сложность практического мышления и в том числе ума полководца, Б.М. Теплов указывает на многообразие и внутреннюю противоречивость интеллектуальных задач, жесткость условий, характерных для высших форм практической деятельности. При этом он стремится скорее поставить по-новому проблему практического мышления, наметить ее важные новые аспекты, чем предложить ее решение. Главное в том, — пишет он, — «чтобы полностью осознать психологическое своеобразие и огромную сложность, и важность проблемы практического мышления» [139, с. 255]. Эту задачу он, несомненно, выполнил, т.к. после этой его работы уже невозможно было свести практическое мышление к наглядно-действенному или еще как-то упростить или просто закрыть проблему. «Это была тонкая и, как мы сейчас понимаем, очень прочная работа», — писал М.Г. Ярошевский [156, с. 26]. «Теплов разработал теорию так называемого практического мышления, раскрыв его как многогранный активный и весьма динамичный процесс», — отмечал Б.Ф. Ломов [82, с. 37]. Действительно, в своей работе Б.М. Теплов представил мыслительный процесс, вообще работу интеллекта совершенно в новом свете, обозначил и обосновал его новые параметры, характеристики, о чем будет подробнее сказано ниже.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Последователи Фрейда
...