Работа не случайно была названа «ум», а не «мышление» или «интеллект» полководца. Как нам кажется, это позволяло автору давать широкую характеристику мыслительной деятельности полководца, не отбирая материал, не втискивая эту деятельность в узкие и бедные рамки традиционных представлений. В результате в своей работе он пишет об умении полководца «мобилизовать силы», «иметь решимость», о «способности к риску» и умении «неторопливо, но быстро» принимать решение, «навязывать свою волю» противнику и т.п. качествах ума полководца.

«Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой», — именно это считает Б.М. Теплов наиболее важной характеристикой практического мышления. Практическое — это мышление, «направленное» на деятельность, протекающее «в условиях» деятельности. Ссылаясь на Аристотеля, он пишет, что практический ум решает задачу применения знания всеобщего к частным случаям. Поэтому практический ум должен иметь оба вида знания, т.е. и знание общего, и знание частного.

Эта мысль о «вплетенности» практического мышления в деятельность не может быть по-настоящему раскрыта с помощью отдельных формулировок, поэтому Б.М. Теплов в течение всей работы снова и снова обращается к этой его особенности. Он стремится показать, что эта глубокая и многозначная, «непосредственная» (по С.Л. Рубинштейну) связь практического мышления с деятельностью влияет буквально на все стороны мышления, вызывает к жизни новые, незнакомые психологии черты.

Однако этому мешают традиционные представления о мышлении. Б.М. Теплов показывает, в чем заключаются отличия практического мышления от теоретического: разрешение частных, конкретных задач — нахождение общих закономерностей, непосредственная связь с практикой — менее непосредственная связь… Но сами рамки такого сопоставления почти ничего не оставляют от своеобразия и необычности мышления практического. В чем состоит эта «непосредственная связь с практикой», как она осуществляется? Как может сочетаться в одном интеллекте знание и всеобщего, и частного, и как это сложное знание размещается? На эти вопросы Б.М. Теплов и стремится ответить, систематически и детально описывая «ум полководца».

Для практического мышления по Б.М. Теплову характерно «разумное стремление» (Аристотель), практический ум есть «способность к деятельности, направленной на человеческое благо и осуществляющейся на основе разума»[139, с. 262]. Практическое мышление создает и план, и его исполнение, оно вырабатывает именно взвешенное решение, так как имеет дело только с возможным, «иначе говоря, дело не в отдельной, абстрактно взятой идее, а в целостном решении конкретного вопроса, и притом решении «ответственном», то есть неотрывном от исполнения» [139, с. 270]. «У подлинно большого полководца самое задумывание операции, самое рождение замысла уже включает в себя соразмерение со средствами, и в этом-то и заключается самое важное и самое трудное» [139, с. 270].

Итак, решение — неотрывное от исполнения, соразмерение со средствами и т.д. — вот одна из сторон «работы ума в практической деятельности». Практическое мышление, решая не менее сложные задачи, так же опираясь на знание общего и т.п., еще и обременено необходимостью учитывать всевозможные обстоятельства реальной практической обстановки, возможности, средства и вообще все, что связано с реализацией решения.

Другая сторона работы ума в практической деятельности — это сами условия, в которых работает полководец. Это условия ответственности за принимаемое решение, это жесткие временные условия, это обстановка опасности и риска.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...