Работа не случайно была названа «ум», а не «мышление» или «интеллект» полководца. Как нам кажется, это позволяло автору давать широкую характеристику мыслительной деятельности полководца, не отбирая материал, не втискивая эту деятельность в узкие и бедные рамки традиционных представлений. В результате в своей работе он пишет об умении полководца «мобилизовать силы», «иметь решимость», о «способности к риску» и умении «неторопливо, но быстро» принимать решение, «навязывать свою волю» противнику и т.п. качествах ума полководца.

«Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой», — именно это считает Б.М. Теплов наиболее важной характеристикой практического мышления. Практическое — это мышление, «направленное» на деятельность, протекающее «в условиях» деятельности. Ссылаясь на Аристотеля, он пишет, что практический ум решает задачу применения знания всеобщего к частным случаям. Поэтому практический ум должен иметь оба вида знания, т.е. и знание общего, и знание частного.

Эта мысль о «вплетенности» практического мышления в деятельность не может быть по-настоящему раскрыта с помощью отдельных формулировок, поэтому Б.М. Теплов в течение всей работы снова и снова обращается к этой его особенности. Он стремится показать, что эта глубокая и многозначная, «непосредственная» (по С.Л. Рубинштейну) связь практического мышления с деятельностью влияет буквально на все стороны мышления, вызывает к жизни новые, незнакомые психологии черты.

Однако этому мешают традиционные представления о мышлении. Б.М. Теплов показывает, в чем заключаются отличия практического мышления от теоретического: разрешение частных, конкретных задач — нахождение общих закономерностей, непосредственная связь с практикой — менее непосредственная связь… Но сами рамки такого сопоставления почти ничего не оставляют от своеобразия и необычности мышления практического. В чем состоит эта «непосредственная связь с практикой», как она осуществляется? Как может сочетаться в одном интеллекте знание и всеобщего, и частного, и как это сложное знание размещается? На эти вопросы Б.М. Теплов и стремится ответить, систематически и детально описывая «ум полководца».

Для практического мышления по Б.М. Теплову характерно «разумное стремление» (Аристотель), практический ум есть «способность к деятельности, направленной на человеческое благо и осуществляющейся на основе разума»[139, с. 262]. Практическое мышление создает и план, и его исполнение, оно вырабатывает именно взвешенное решение, так как имеет дело только с возможным, «иначе говоря, дело не в отдельной, абстрактно взятой идее, а в целостном решении конкретного вопроса, и притом решении «ответственном», то есть неотрывном от исполнения» [139, с. 270]. «У подлинно большого полководца самое задумывание операции, самое рождение замысла уже включает в себя соразмерение со средствами, и в этом-то и заключается самое важное и самое трудное» [139, с. 270].

Итак, решение — неотрывное от исполнения, соразмерение со средствами и т.д. — вот одна из сторон «работы ума в практической деятельности». Практическое мышление, решая не менее сложные задачи, так же опираясь на знание общего и т.п., еще и обременено необходимостью учитывать всевозможные обстоятельства реальной практической обстановки, возможности, средства и вообще все, что связано с реализацией решения.

Другая сторона работы ума в практической деятельности — это сами условия, в которых работает полководец. Это условия ответственности за принимаемое решение, это жесткие временные условия, это обстановка опасности и риска.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...