По мнению Б.М. Теплова, полководец обладает большим запасом знаний, культурой мысли. Он много читает, работает над собой. Это — особые знания. Военачальник должен обладать способностью всюду извлечь из себя самого необходимое решение. Знание через полную ассимиляцию с духом и жизнью должно превратиться у него в подлинное уменье. Для полководца характерна «готовность» знаний, способность в минуту надобности, даже не думая о них, действовать не иначе, как в духе их требований [139, с. 334].

Именно переработанные, «ассимилированные знания оказываются «готовыми». «Когда вы попадаете в незнакомый город, — ссылается Б.М. Теплов на Наполеона, — то не скучайте, а изучайте этот город: откуда вы знаете, не придется ли вам его когда-нибудь брать» [139, с. 338]. Вот что значит «знания для реального их использования».

Для полководца характерны не только начитанность и образованность, но также ненасытное любопытство и неутомимость в его удовлетворении, не только военный талант и сильный характер, но и глубокое и широкое образование и тончайшая культура ума.

Подводя итоги этого краткого изложения работы Б.М. Теплова необходимо отметить несколько моментов. Впервые заявляется и отстаивается представление о практическом интеллекте, не сводимом ни к сенсо-моторному, ни к теоретическому интеллекту. Констатируется существование, широкое распространение и большое значение этого интеллекта, подробно раскрывается его своеобразие. История дальнейшего изучения практического мышления — это выявление критериев его выделения в самостоятельный вид мышления. Эта задача оказалась непростой. Подробное и яркое описание практического мышления, представленное у Б.М. Теплова, дает лишь предварительные направления для ее решения.

Если попытаться их сформулировать, то это будут неотрывность практического мышления от деятельности; новизна, необычность задачи, решаемой практическим мышлением; высокий профессионализм решающего задачу субъекта и необычность его знаний, состоящая в их значительной близости к действованию. За каждым из этих моментов тянется цепочка следствий. Так, практическое мышление в этой работе представлено не только в условиях деятельности, в контексте деятельности, но и как составная часть некоторой реальной деятельности. Это, по сути, следующий шаг в изучении и создании теории мышления, когда оно уже достаточно исследовано в лабораторных условиях, абстрагировано от контекста реальности, и нужно приступить к изучение его «укорененным» в жизни и реальной деятельности [128].

Однако мы видим, что такой подход к мышлению обнаруживает в нем многие новые черты: неотрывность от исполнения, умение находить решение в условиях дефицита времени, умение «видеть» проблему и находить для нее условия и т.д.

Сама задача, которую решает практическое мышление, тоже иная, не та, которая известна в учебной деятельности, в школьных условиях. Она несоразмеримо сложнее, она неопределенна и многозначна. В работе Б.М. Теплова впервые ставится вопрос — что же, какие механизмы, обеспечивают практическому мышлению возможность решать такие сложные задачи? И приводится богатый материал о приемах, механизмах, применяемых при этом мышлением.

Наконец, и знания, которыми оперирует практическое мышление, по Б.М. Теплову, имеют существенную специфику. С одной стороны, это значительные, богатые знания, перед нами — полководец, профессионал, имеющий солидный опыт решения своих сложных задач. С другой стороны, это знания «интуитивные», «ассимилированные» в особую систему знаний. Знания плохо осознаваемые и трудно вербализуемые, но «готовые», т.е. соответствующие задаче их использования, реализации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...