С работой «Ум полководца» Б.М. Теплова в психологию мышления пришло новое понимание практического мышления — мышления взрослого человека, профессионала, действующего в реальных сложных условиях. Это новое понимание не укладывалось в рамки имеющегося концептуального аппарата, однако еще не было убедительной новой картины, определяющей место практического мышления и его генезис, указывающей и формулирующей его критерии и отличия от других видов мышления.

В своей работе Б.М. Теплов не случайно неоднократно ссылается на Аристотеля, подчеркивая конструктивность его идей для объяснения природы практического мышления. В аристотелевой «Никомаховой этике» мы, в самом деле, находим чрезвычайно интересные мысли о том, с чем имеет дело практическое мышление, почему «рассудительность» и «мудрость» так заметно различаются между собой [3].

По Аристотелю, то, что «составляет предмет научного знания, существует с необходимостью», оно «не может быть таким или инаким», оно неизменяемо. «Рассудительность же связана с человеческими делами и с тем, о чем можно принимать решение». Именно поэтому «способный к разумным решениям тот, кто, благодаря расчету, умеет добиться высшего из осуществимых в поступках блага для человека».

В отличие от мудрых, которые имеют дело с наукой, с неизменным, рассудительные занимаются преобразованием того, что может быть и таким, и инаким. «И не только с общим имеет дело рассудительность, но ей следует быть осведомленной в частных вопросах». Возможно поэтому мудрые часто не могут быть рассудительными и, наоборот, Аристотель обсуждает вопрос о том, какими качествами и почему обладает рассудительный, о том, какая встречается рассудительность — «одна хозяйственная, другая законодательная, третья государственная» и т.д. [3 с. 181].

Теория Аристотеля, несомненно, привлекательна, т.к. подчеркивает преобразующий характер практического мышления, раскрывает важнейшие свойства действительности, на которую направлены эти преобразования: «никто не принимает решений ни о том, что не может быть иным, ни о том, что ему невозможно осуществить»» [3 с. 177]. (Современный человек нарушает эти принципы, однако известно, что это плохо кончается). Содержание понятия «рассчитывающая часть души» у Аристотеля, в значительной степени, совпадает с современным понятием «практическое мышление», как мышлением, вплетенным в преобразовательную деятельность. Однако существующие различия столь принципиальны, что о них следует специально сказать.

В отличие от предмета научного знания, у рассудительных предметом рассчитывающей части души является то, о чем можно принять решение — поступок. При этом, поступок — не просто действие, это и нравственная категория, в поступке проявляется отношение человека к себе, и к другим людям. Поступок как действенную категорию отличают конкретность каждого решения, применение общих знаний к частным обстоятельствам, познание не ради познания, а ради реализации цели. Но разумным будет решение, направленное на благо. С точки зрения Аристотеля, невозможно быть добродетельным без рассудительности, так же как и рассудительным без нравственной добродетели. Вопросы нравственной оценки действий практическим мышлением, к сожалению, почти не встречаются в современной литературе, в связи с чем, работа Аристотеля заслуживает, на наш взгляд, особого внимания.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...