Важной особенностью технического мышления, роднящей его с мышлением в производственной деятельности, является его «оперативность». Оперативное мышление Т.В. Кудрявцев определяет здесь как форму умственной деятельности, которая дает немедленные и правильные результаты в жестких условиях ограниченных временных интервалов. То есть одно из проявлений оперативности мышления вызывается ограниченностью временных интервалов при решении задач, ставящих субъекта в условия, при которых необходима быстрота приема и переработки информации и своевременность принятия решения. Другое проявление оперативности, по Т.В. Кудрявцеву, сказывается в умении эффективно применять знания в различных условиях. Появление неожиданных, непредвиденных ситуаций, решение задач в непрерывно меняющихся производственных условиях, «…когда та или иная перемена в одном звене сразу же отражается на другом», — все эти трудности преодолеваются, если знания носят действенный характер, если субъект умеет применять их в нужный момент [73, с. 231-236].

По мнению Э.А. Фарапоновой, поисково-оперативный характер процесса решения технических задач связан со спецификой их природы: большой неопределенностью области поиска и многовариативностью способов решения (Т.В. Кудрявцев). С точки зрения внутренней содержательно-психологической структуры техническое мышление можно охарактеризовать как «… понятийно-образно-практическое, где каждый из компонентов занимает равноправное место, а все они вместе составляют единую систему мыслительной деятельности» [146, с. 168]. Можно выделить два относительно самостоятельных интегральных групповых компонента технического мышления: теоретико-практический и понятийно-образный. Свидетельством сформированности первого из них является ««…быстрота и легкость перехода из теоретического плана в практический и обратно и способность действовать в теоретическом плане, имея в виду практический, а также способность действовать в практическом плане, постоянно соотнося его с теоретическим» [146, с. 168]. При характеристике второго интегрального образования подчеркивается, что образ в процессе решения технических задач выступает не только в качестве опоры, но и как равноправный компонент этого интегрального образования.

Внимательное изучение работ по проблеме технического мышления показывает, что представители этого направления сам термин «практический» («практическое мышление», «практический план») понимают иначе, чем Б.М. Теплов или В.В. Чебышева, подразумевая скорее наглядно-действенное содержание. Характеристики, связанные с включенностью технического мышления в практическую, производственную деятельность, в их работах те же, что и в работах Б.М. Теплова, однако они специально не исследуются. Сами особенности технического мышления в экспериментальных исследованиях выводятся из особенностей задачи, материала, которым она оперирует, а не из факта вплетенности мышления в ткань производственной деятельности. Между тем сам факт влияния контекста практической деятельности несомненно признается, авторами приводятся интересные наблюдения, подтверждающие данную мысль. «Наблюдения и исследования показывают, что решение одной и той же задачи в обычных и экспериментальных условиях… протекает по-разному и результат решения бывает разным» [73, с. 235]. На наш взгляд, наименее изученным как раз и является мышление «в обычных условиях», т.е. включенное в ту или иную реальную деятельность, в частности в деятельность производственную, которая при всем многообразии ее форм и видов имеет явные и ясно выраженные общие особенности. С этой точки зрения степень использования теоретических знаний не является главным, ведущим признаком. Если мышление включено в практическую деятельность, является неотъемлемой ее составной частью, то мы его можем назвать мышлением практическим, в частности мы

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Последователи Фрейда
...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...