Данное исследование позволило ввести в психологию мышления понятие оперативно-информационной модели. Дальнейшее изучение проблемы показало, что для процесса решения оперативной задачи характерен неоднократный осмотр уже осмотренных условий (фишек), который не был нужен для перцептивных процессов, а являлся собственно интеллектуальным процессом. В результате у субъекта возникала некоторая достаточно абстрактная и схематическая форма отражения элементов проблемы. Каждый элемент превращался в определенную систему признаков, обнаруживаемых при сопоставлении исходной ситуации с ситуацией целевой. Каждое свойство при этом выступает лишь в качестве отношения к другому элементу проблемы. «Формируемая в ходе процесса познания концептуальная система благодаря своей ситуативности является конкретной и одновременно, по способу кодирования признаков элементов, выступает как абстрактная» [117, с. 109]. Таким образом, было введено новое понятие — «ситуативного концепта», являющееся центральным в процессе решения задач типа оперативной, отражающее оперативную специфику мышления в производственной деятельности: способность решать задачу, учитывая самые единичные и частные особенности ситуации на основе имеющихся теоретических обобщений.

Исследование оперативного мышления значительно продвинуло знания психологов об особенностях мышления в производственной деятельности. Сама методология, предложенная авторами, стала примером, эталоном, нашла отражение в целом ряде исследований последующих лет. Однако при этом перенесении методов или логики этого исследования на другой материал всякий раз возникает вопрос о его правомерности. Поставленный иначе этот вопрос означает: можно ли оперативное мышление, проанализированное в указанных работах, считать тождественным практическому мышлению, можно ли любой случай мышления в производственной деятельности анализировать и описывать как оперативное мышление. В ходе изложения содержания исследования, по сути, отвечая на этот вопрос, мы стремились подчеркнуть те ограничения, которые накладывались на задачу авторами исследования, показали, что влияние включенности в ткань практической деятельности отражено далеко не полностью. Д.Н. Завалишина так отвечает на этот вопрос: «1. В конфликтных ситуациях принятие решения реализуется не процессами оперативного мышления, а иными видами практического мышления. 2. Оперативное мышление, как правило, функционирует в ситуации с заданными целями, в то время, как многие ситуации принятия решения в сложных системах (военных, организационных) предполагают самостоятельный этап целеобразования. 3. Процессы принятия решения о способе действия (в операторской деятельности) лишь частично реализуются оперативным мышлением — при выборе или построении способа действия в проблемной ситуации. Актуализация известного алгоритма действия в стимульной ситуации (к которой часто относится аварийная ситуация) может быть ситуацией принятия решения, но не требовать интенсивной мыслительной деятельности» [27, с. 111].

Работы В.Н. Пушкина и Д.Н. Завалишиной, несомненно, являются интереснейшим исследованием мышления в деятельности диспетчера. В них представлен богатый, обширный экспериментальный материал, предложены и тщательно аргументированы новые методы исследования мышления, учитывающие его включенность в реальную деятельность. Наконец, в этих исследованиях получены важные результаты об особенностях протекания мыслительного процесса при решении этих специфических производственных задач. Однако очень важно отметить, что в их исследовании делаются значительные шаги именно в разработке концептуального аппарата практического мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...