Если в работе Б.М. Теплова речь идет об очень трудной, сложной, неполно и туманно представленной в условиях задаче, то в работе Д.Н. Завалишиной и В.Н. Пушкина уже вводятся некоторые определенные черты для описания этой задачи: статические и динамические элементы, их качественные и количественные характеристики, анализ сложности ситуации через сочетание динамических и статических элементов. Более того, авторы нередко отказываются от термина «задача», которые по сложившейся традиции связывается в мышлении с некоторыми «условиями», которые предъявляются испытуемому. Вместо этого они пишут об особенностях «ситуации», в которой оказывается диспетчер.

В.Н. Пушкин идет еще дальше. Он предлагает описывать оперативное мышление как мышление субъекта, взаимодействующего с «большой системой» — огромной средой, близкой по своим характеристикам реальному миру [16, с. 164]. Эта большая система, обладая определенной целостностью, является большой по числу частей и выполняемых функций; отличается сложностью поведения, нерегулярностью появления в ней возмущений, высокой степенью автоматизации. В качестве примеров приводятся электростанция, железнодорожный узел, производственное подразделение, школьный класс.

Нам кажется эта идея чрезвычайно перспективной. Теперь можно представить задачу как особую, отличающуюся проблемностью, ситуацию в ходе взаимодействия субъекта с этой системой. Хотя, возможно, не все черты задачи полководца, описанные Б.М. Тепловым, могут быть интерпретированы в этой схеме, она требует доработки. И тем не менее заманчиво попытаться описать практическое мышление полководца на основе этой теоретической схемы. Более того, в этой идее схватывается одна из главнейших особенностей практического мышления, указанная Б.М. Тепловым. Новизна, необычность задачи, решаемой практическим мышлением, по-видимому, объясняется тем, что полководец взаимодействует со «сложной системой», а значит возникает актуальная задача исследования этой системы, ее конкретных воплощений, ее отражения субъектом и процесса практического мышления, обеспечивающего адекватность взаимодействия с нею субъекта.

Другим очень важным шагом в разработке теории практического мышления является предложенное В.Н. Пушкиным понятие «ситуативного концепта». Речь идет о природе необычных обобщений практического мышления, обеспечивающих их «готовность», адекватность действованию. По мнению В.Н. Пушкина существует определенная психологическая реальность, которую трудно описать традиционными терминами психологии. Это нечто, уже переставшее быть чувственно наглядной формой отражения, но являющееся той устойчивой совокупностью общих свойств и признаков, которую принято обозначать категорией «понятие» [117, с. 108].

Каждое свойство, входящее в структуру такой концептуальной системы, выступает лишь в качестве отношения к другому элементу. Благодаря своей ситуативности система является конкретной и одновременно, по способу кодирования признаков элементов, выступает как абстрактная [117, с. 109]. Понятие «ситуативный концепт» В.Н. Пушкин считает адекватным описанному содержанию: оно говорит о «некоторых абстрактных свойствах объекта и возможности использования системы данных свойств в конкретной ситуации» [117, с.110].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...