Вот маленькие примеры:

1. При обходе руководитель услышал, что станок скоро может выйти из строя. Станок остановлен. Работница спрашивает у руководителя: «Ты кого поставишь ремонтировать?» И все понимают, что скрывается за вопросом: сколько простоит станок на ремонте, где и чем на это время занять рабочего. «Здесь надо поставить такого-то», — отвечает руководитель.

2. Вид сырья не нравится руководителю: при такой температуре и влажности будет часто выходить из строя вспомогательное оборудование («пухообдуватели»). Запасные части позволяют очень быстро исправлять неполадки. Но их новую партию еще не подвезли. До тех пор надо иметь готовые варианты для выхода из затруднений.

3. На группе старых машин другой режим работы, кроме того, выше запыленность и хуже другие условия — люди будут утомлены, появится раздраженность. С ними нужно иначе общаться. Ставить на эти станки нужно опытных и неконфликтных.

Получалось, что существует много необходимых знаний и умений, которым не учат будущих руководителей. Эти знания они всегда приобретают на практике, в ходе непосредственной работы на данном производстве. Например, не учат оценивать на слух и по виду неполадки, оценивать время, необходимое на ремонт, определять, кто из рабочих мог бы лучше других работать на данном рабочем месте, определять по виду сырья его качество; не учат все положение дел в цехе в целом сопоставлять с возможностями и принимать решение, не учат планировать на много дней, учитывая сложившуюся ситуацию и происходящие изменения; не учат оценивать последствия своих действий (принятых решений), добывать нужную информацию, например — определять актуальные особенности работницы; не учат, зачем и как создавать «запас» рабочей силы и т.д.

Сначала казалось, что список этот будет продолжаться до бесконечности, оставаясь рыхлым, разношерстным. Упорядочение его по темам («информация — решение — реализация» или «техника — сырье — люди») возможно, но не ухватывает главного: за этими разрозненными знаниями скрываются комплексы, фрагменты которых (с выходом на организационные вопросы и на людей) были описаны выше. При этом такие комплексы — неодинаковы у разных руководителей, хотя и имеют немало общего. Центральные и второстепенные моменты комплекса у них разные. Они зависят от условий работы, индивидуальных особенностей руководителя, вообще — от индивидуального стиля деятельности, но также и от людей, с которыми они работают, от организации труда. Впоследствии А.В. Панкратов показал, что речь здесь идет об «индивидуальной системе руководства деятельностью» [103].

В целом для процесса мышления руководителя характерны некоторые особенности. Процесс мышления начинается с неожиданно, вдруг возникшей проблемной ситуации только у начинающих, неопытных руководителей. Для опытных и успешных руководителей такой вариант является исключением, а реализуется последовательный поиск и обнаружение «проблемных точек», стимульных ситуаций. Эти стимульные ситуации являются еще элементами деятельности и не всегда и не обязательно преобразуются в проблемные ситуации. В то же время, именно в них и начинается мыслительный процесс.

Руководитель самостоятельно ищет и вычленяет стимульные ситуации. Он выделяет из них те, которые требуют непременного разрешения и в то же время являются разрешимыми. Эти стимульные ситуации преобразуются в проблемные. Таким образом, проблемная ситуация — это не начальный момент мышления, а развернутый процесс движения от стимульной ситуации через ее оценку и принятие к разрешению — к проблемной ситуации.

Производственное задание, преломленное личностью руководителя, принятое в контексте его мотивов и жизненных целей, на основе его опыта уточняется и конкретизируется ежедневно. В конечном счете именно оно дает возможность руководителю «увидеть» стимульную ситуацию и определять ее значимость.

Еще на этапе обнаружения и принятия проблемной ситуации руководитель стремится определить ее разрешимость, оценить имеющиеся для этого возможности и средства. Учитываются предварительно условия разрешения этой частной проблемы и общая картина, сложившаяся в цехе. Ее разрешение может быть отложено на то время, когда сложатся благоприятные возможности.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...