Сложность, комплексность цеха, которым управляет руководитель, не позволяет охватить его в целом и во всех деталях. Решение общей задачи происходит по частям, когда для каждого фрагмента находится возможное решение, а затем все эти предварительные варианты выстаиваются в целостную картину и принимается общее решение. Именно на последнем этапе стимульные ситуации принимаются как проблемные.

Тем не менее, руководитель стремится к охвату всей ситуации в целом. Это сказывается и в поблочном характере отражения им информации, и в последовательном решении частей задачи с последующим их целостным рассмотрением. Существенным является и то, что ищется не наилучшее теоретически, а оптимальное, возможное решение, но обязательно реальное. Осуществимое.

Когда речь идет о реализуемости решения, руководитель учитывает как технико-технологический, так и человеческий фактор. Ведь его решения реализуют другие люди — рабочие. Здесь важны их профессиональные качества, о которых мы говорили раньше: квалификация, опыт, здоровье, физическая сила, стиль деятельности и др. Но существенно и их отношение к порученному делу, вообще к труду, отношение к руководству и т.п., а также различные коллективистские эффекты: принадлежность к «коренным» рабочим, участие в соревновании и т.д.

Очень важно, чтобы производственное задание было принято исполнителем как естественное, справедливое, разумное. Поэтому руководитель стремится не использовать свою власть, дисциплинарные меры и т.п., а убеждать работника принять задание к исполнению. Реализация решения — это во многом удача в решении руководителем «задач на убеждение». Руководитель умеет решать эти задачи разными способами. Он знает своих рабочих и с этой стороны, он умеет «найти подход» к каждому работнику, учитывая его финансовые и семейные обстоятельства, особенности его мотивов труда, его отношение к труду, к коллективу, к начальству и т.п. Именно здесь руководителю приходится учитывать самые «непроизводственные» сведения о рабочем.

Сложившиеся «подходы» к тому или иному рабочему, представления о том, как решать задачу на убеждение в отношении данного рабочего, зависят как от ряда особенностей этого рабочего, так и от средств убеждения, которые использует руководитель. Как правило, это свойство рабочего не сводится к простым и очевидным его чертам, а представляет из себя сложный комплекс качеств, «реагирующий» на некоторый прием данного руководителя известным образом. Руководители в этом случае говорят об «уговариваемости» рабочего, хотя при этом речь идет о взаимодействии руководителя с рабочим.

Мы приводили ряд примеров (уговариваемость, время ремонта станка, обрывность нити), когда руководитель ориентируется на информацию, не поддающуюся точному измерению. Иногда для точного измерения нет времени, других возможностей, но часто ее в принципе нельзя измерить, как в случае с «уговариваемостью». В своей практике руководитель учится оценивать

интересующие его параметры, а не измерять их. Например, он оценивает, насколько соответствует данная работница этой группе станков, как ее индивидуальный стиль, ее производственные качества будут реализовываться в этой конкретной работе, при учете специфики именно этого задания. Задание может быть обычным или рядовым или требующим физической силы, повышенной ответственности, сырье — высокого или низкого качества, станки исправные или изношенные, количество станков нормальное или завышенное, специфика работы на станке требует высокой точности работы, или быстроты, или организованности, или повышенного внимания. Зная определенно специфику предстоящей работы (но часто без количественных выкладок!) руководитель должен определить, насколько соответствует данная работница (ее производственные качества) этой работе. Не часто встречается полное соответствие, достаточно бывает удовлетворительного соответствия. Важно, что это определение меры соответствия происходит на основе оценивания, приблизительно.

Как измерение происходит путем оценивания, приблизительно, так и установление соответствия задания исполнителю осуществляется путем оценивания, но это последнее представляется значительно более сложным процессом, где соотносятся (синтез) задание и исполнитель и этим достигается определение степени и качества их соответствия или несоответствия друг другу (анализ).

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13

Смотрите также

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...