Работницы, имеющие закрепленное рабочее место, являются основными, они составляют главную и самую квалифицированную часть работников цеха. Любая работница может владеть работой на одном или нескольких типах станков, иметь более или менее высокий разряд.

В каждом цехе существенны форма его организации, техническое оснащение, особенности технологии, специфика человеческих ресурсов. Например, уже говорилось о месте цеха в технологической цепочке. Чем он ближе к окончанию цепочки, тем выше ответственность за допускаемый брак: ведь в изделии, поступающем в данный цех, уже вложен труд рабочих предшествующих цехов. Организация о формы оплаты труда влияют на характер и степень взаимной зависимости рабочих внутри цеха. Квалификация рабочих, мужской это цех или женский, условия, степень разнообразия производимой продукции, возможности (и необходимость) общения в ходе работы — все это влияет на характер и формы работы и взаимоотношения в коллективе.

На данном предприятии цеха, кроме механического, женские, станки обновлены лишь частично, в цехах, как правило, шумно, большая запыленность, оплата труда невысокая, квалификация рабочих средняя. Здесь, как правило, невелико разнообразие производимой продукции (3-4 вида) в цехе, взаимная зависимость, по логике трудового процесса, незначительная, возможности общения снижены еще из-за производственного шума. Само содержание текстильного производства связано с переработкой пряжи в нить, из которой затем изготовляются технические ткани.

Каждый цех — это большой коллектив людей, имеющих четкую организацию, распределение обязанностей, а также определенные средства — технику, станки, — и выполняющих свое производственное задание. Руководитель цеха

управляет работой всех этих людей. При этом он руководствуется технологией, документами и правилами, принятыми на данном производстве. Поскольку руководители сменяют друг друга в течение суток, важную роль играют журнал передачи смены, журнал остатков, журнал состава цеха.

Если функции рабочих определены достаточно ясно, то с руководителем цеха, смены все обстоит как раз наоборот. Как данные интервью, так и должностные инструкции или специальная литература указывают, что руководитель должен делать все, чтобы обеспечить выполнение плана. Можно встретиться с длинным перечислением всех этих дел. Так, «Типовое положение о мастере производственного участка» … указывает, что мастер выполняет ведущую роль, организатор труда, полноправный руководитель, пример сознательности, трудолюбия, творческой инициативы и активности, обладает достаточным уровнем знаний, обеспечивает выполнение плановых заданий в установленный срок, высокого качества и в заданной номенклатуре, снижение производственных затрат, соблюдение технологических процессов, внедрение…, и, наконец, мастер должен доводить…, создавать условия…, содействовать развитию… и т.д. [21]. В целом же руководить должен делать все необходимое (и знать, что именно нужно делать), чтобы обеспечить выполнение плана сейчас и в будущем.

Все сказанное создает справедливое представление о большой сложности работы руководителя. Но наряду с этим встречается мнение о нетворческом характере его работы. При этом ссылаются на повторяемость задач, которые он решает. Руководитель каждый день приходит в один и тот же цех, в котором те же станки, сырье, те же люди выполняют все ту же работу. Где же тут мыслительные задачи? На самом деле задачи возникают ежедневно — и в любом звене объекта, которым управляет руководитель: меняются качество или темпы поставки сырья, объем и содержание производственного задания, условия оплаты труда, состав и квалификация рабочей силы, требования к качеству выпускаемой продукции; выходят из строя станки, болеют и уходят в отпуск рабочие и т.д. Получается, что каждый раз руководитель имеет дело с новой, изменившейся ситуацией; или с прежней ситуацией, содержащей в себе существенную новизну. Именно руководитель должен 1) учесть это новое в содержании и строении производственной ситуации; 2) определить, какие элементы новизны требуют его вмешательства, т.е. являются «возмущением» в функционировании производственной системы. Как же руководитель учитывает это новое, в чем оно заключается, как и на основании чего он выделяет именно «возмущения» в системе?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...