Расставляя смену, мастер, прежде всего, стремится, чтобы смена выполнила план. Однако у него имеется еще целый ряд дополнительных задач (или условий), которые он принимает во внимание. Так, он должен позаботиться, чтобы люди не потеряли в заработке, чтобы не пострадал важный и полезный фактор организованного соревнования, чтобы были соблюдены особые условия, спущенные «сверху», чтобы его решения способствовали укреплению хороших деловых отношений в коллективе. Вот пример одной такой расстановки.

Неожиданно (мастер не была предупреждена) не вышла на работу одна ткачиха, работавшая на шести станках-автоматах. Мастер начинает прикидывать, кого можно поставить на ее место без ущерба для производства. Вспоминает, что на основальных машинах работает одна бывшая ткачиха, но ткачиха слабая, поэтому и перешедшая на основальную машину. Можно попросить эту работницу встать на простаивающие ткацкие станки. Но есть и другой вариант — попросить поработать на этих станках ткачиху с механических станков (она владеет и станками-автоматами) с тем, чтобы ее станки распределить между другими ткачихами из того же зала. Мастер решает попробовать реализовать этот вариант — идет уговаривать ткачиху с механических станков, но та наотрез отказывается. В приказном порядке посылать ее на автоматы мастеру не хочется, остается 1 вариант — просить работницу основальных машин. Мастер находит нужную работницу, доказывает, что ей необходимо встать на эти автоматы, ибо простой их недопустим. Работница соглашается — идет на 6 станков. Кажется, задача решена, но как на участке перегонных машин обойдутся без этой работницы? На этом участке должны работать 4 человека, а вышло всего 3, которым все равно с работой на двух основальных машинах не справиться. Кроме того, мастер по листкам «остатки пряжи» выяснил еще вначале смены, что основ сходит сегодня не много, следовательно и потребуется выпуска основ немного, а значит с тем, что требуется, справится одна основальная машина.

Есть и еще ряд различных «условий», которые мастер стремится (он должен) учесть. Еще до начала смены он часто знает, кто болеет и когда выйдет, кто в отпуске, а кто пойдет в отпуск, он учитывает свои «долги» со вчерашнего дня или с прошлой недели, а также возможности наверстать упущенное потом, всевозможные заделы и дефициты.

Однако, в каждой данной расстановке он учитывает их по-разному, принимая во внимание и различные неожиданные обстоятельства. Обходя цех, мастер отмечает встречающиеся «возмущения», моменты, требующие вмешательства, сразу же прикидывает, какие возможны решения этих отдельных, частных моментов, а после всего обхода, имея полную картину дел, принимает окончательные решения. Среди арсенала возможных решений у него: замены (для которых он имеет специально создаваемый запас), «разуплотнение» (когда работники берут на себя понемногу каждый дополнительно) и некоторые другие.

Мы не будем подробнее останавливаться на описании деятельности руководителя, отметим только, что достигнутая глубина нашего знания её позволяла перейти к изучению мышления руководителя

в условиях производственной деятельности. Для этого мы использовали несколько методов. Основной метод являлся продолжением, развитием метода включенного в деятельность интервью, применявшегося нами для более глубокого изучения содержания деятельности. Теперь наши усилия были направлены на получение «рассуждения вслух» нашего испытуемого-руководителя прямо по ходу решения некоторой задачи. Важно было получить у испытуемого «состояние диалога» с экспериментатором по поводу происходящего. Затем нужно сохранить это состояние, когда испытуемый будет решать какую-либо производственную задачу. В этом случае диалог превратится в монолог испытуемого, отрывочные высказывания, характерные для «мышления вслух».

К сожалению, не всегда бывает известно, какую именно задачу решает испытуемый. Об этом удается узнать, когда какое-либо решение уже найдено. Момент возникновения проблемности в ходе деятельности не замечается испытуемым. Он погружается в свои размышления, что можно заметить по изменению характера речи. Содержание мышления, но не его процесс, удается уточнить по ретроспективному отчету испытуемого [88].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...