Однако, и для самого опытного руководителя возможны иногда элементы реагирующей и предупреждающей стратегии, так как познание объекта управления никогда не заканчивается.

Процесс мышления не обязательно начинается в момент обнаружения некоторого возмущения. Руководитель думает о своих проблемах и в транспорте, и дома, и по ходу разговоров с коллегами. Но начинается мышление в связи с тем, что некоторая проблема существует.

Руководитель начинает рабочий день с того, что не ждет появления, а ищет проблемы, требующие решения. Чем лучше он знает свой цех, тем легче ему организовать этот поиск: он знает «проблемные зоны», заранее предполагает, где «узкие участки», где «слабые звенья» в цепи и т.п. Этап возникновения проблемной ситуации развертывается в некоторый процесс. Сначала руководитель обнаруживает «стимульную» ситуацию. Это может быть реальное возмущение в работе цеха, в его организации, расстановке рабочих кадров, функционировании техники и т.д. Это может быть симптом приближающегося «сбоя» или просто несоответствие реальности замыслу. Стимульная ситуация предварительно оценивается по ее значимости и разрешимости, то есть очень приблизительно намечаются реальный замысел ее разрешения и возможная опасность ее неустранения.

Анализ всей ситуации в цехе позволяет получить и полную картину стимульных ситуаций и уточнить значимость и разрешимость каждой их них. В результате стимульная ситуация может быть просто отброшена как несущественная, малозначимая; ее разрешение может быть отложено («отсроченная»); она может быть принята к разрешению частично («облегченная») или полностью (обычная), чем завершается развитие проблемной ситуации Одновременно руководитель определяет, сколько сил и времени может быть уделено для разрешения этой проблемы — снова по степени ее значимости и возможностям (арсенал средств и сил, время и т.п.).

Проблемная ситуация «поляризует» всю картину, все информационное пространство. Начинает выстраиваться задача, для чего обычно требуется дополнительная информация. Здесь-то и происходит «сбор информации» — направленный поиск, детерминированный проблемностью ситуации. Руководитель уже знает, что ему требуется узнать дополнительно. Существенно, что выдвигаемые гипотезы решения (иногда оригинальные, но часто — «привычные») предполагают обязательную, реальную осуществимость этого решения. И это оказывается весьма непростым моментом в процессе мышления. Ведь осуществимость требует учета многих сложных обстоятельств. Одновременно с этим руководитель пытается предусмотреть сопутствующие изменения при реализации решения, возможные последствия.

Принятое решение по ходу его реализации нередко корректируется, так как «условия задачи» непрерывно меняются, их меняет и сама реализация решения. Кроме того, принятое решение может оказаться просто неудачным, его реализация обнаружит в нем скрытый дефект.

Предложенная краткая схема процесса мышления обозначила лишь некоторые традиционные его компоненты. Есть также много таких вопросов, без которых картина будет не просто неполной, но и неверной.

Наше более развернутое описание мышления руководителя начнем с характеристики задачи

, которую он решает. В лабораторных исследованиях мышления мы создаем экспериментальные ситуации, позволяющие выявлять процесс и условия решения таких задач. Ситуация задачи объективируется с целью предъявления ее другому человеку. Но на самом деле условия задачи составляют систему конкретных знаний и действий индивида, систему субъективных условий, необходимых как для возникновения данной проблемной ситуации, так и для ее решения. «Проблемная ситуация всегда включена в условия теоретической или практической деятельности человека, ее психологическая структура зависит от структуры деятельности человека и определяется ею, а ее специфические особенности — специфическими особенностями человеческой деятельности» [86, с.7].

Задача, решаемая руководителем, характеризуется отсутствием специально обозначенных требований или выделенных условий. Как уже говорилось, он знает свой цех во всех подробностях, погружен в сегодняшнюю ситуацию. Начинающий, неопытный руководитель ничего в ней не видит, нередко ситуация кажется не требующей какого-либо вмешательства. Однако существует план, производственное задание, и руководитель умеет увидеть эту конкретную ситуацию с позиции производственного задания. Одну и ту же ситуацию каждый руководитель видит по-своему, что определяется различиями в опыте, в умениях, характером планирования, местом производства в системе личностных мотивов и целей и др.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...