Предложенный метод позволил, по мнению автора, внести «некоторую строгость в изучение мышления: как оно функционирует в мире целенаправленной деятельности». Далее в работе описывается подробно этот метод (уже обозначенный выше). Автор указывает на специфику и значительные трудности исследования в заводских условиях. Она также указывает, что в исследованиях такого рода еще не накоплен экспериментальный и сравнительный материал, подобный тому, который имеется в лабораторных исследованиях.

В теоретическом плане, как считает С. Скрибнер, удалось показать, что когнитивные навыки формируются в процессе индивидуального участия в социально организованной деятельности. Так, студенты как представители академического интеллекта, решали производственные задачи формально, как однотипные, стремясь работать с количественными аспектами задач. Рабочие как представители практического интеллекта демонстрировали гибкость мышления, разнообразие стратегий.

В плане общей теории практического мышления С. Скрибнер также указывает, что изменчивость являлась характерной чертой профессиональной деятельности. Причем задачи и проблемы изо дня в день повторяются. «Логический анализ не мог бы вскрыть все разнообразие операций, скрытых за внешним сходством этих проблем». Удивительным также является установленный экспериментально факт: «небольшие различия в условиях задачи могут вести к большим различиям в деятельности» [172, с. 37]. Остается непонятным, почему проблемы, имеющие одинаковую структуру шагов, не решаются изоморфно?

Вариативность, которую исследователь наблюдала на заводе, не являлась ни случайной, ни произвольной. По-видимому, каждый способ соответствует обстоятельствам, являясь формой адаптации.

С. Скрибнер в итоге формулирует следующую гипотезу: «сформированное практическое мышление является целенаправленным и адаптивно изменяется в зависимости от изменившихся условий задачи и изменившихся обстоятельств при решении задач. В этом отношении практическое мышление отличается от академического мышления, примером которого является мышление с использованием одного алгоритма для решения задач данного типа. …Экономия усилий являлась критерием, по которому профессиональная деятельность отличалась от деятельности новичка» [172, с. 38-39].

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...