Второй, «тепловский» этап в исследовании практического мышления существенно отличается от первого, «кёлеровского» прежде всего тем, что исследования представленные в нем, берут за основу не мышление ребенка, а мышление взрослого человека, выполняющего значимую для него практическую, профессиональную деятельность. Само изучаемое явление — практическое мышление — оказывается значительно более сложным, чем это было раньше, а также и очень многообразным. Мышление полководца — и спортсмена, рабочих — и руководителя, — они представляются весьма разными. Выдвинутый важнейший тезис: изучить мышление, вплетенное в данную деятельность, — приводит к тому, что действительно значительные различия в деятельностях заслоняют собою общие при этом характеристики практического мышления. Не случайно в этот период появляется множество всяких мышлений: мышление спортсмена, мышление бухгалтера, мышление рентгенолога и т.п. [92]. Различия выступали на передний план, общее не просматривалось.

Такое положение дел было связано еще и с тем, что для единого описания интересующего нас мышления не было адекватного концептуального аппарата. Не годились для этого ни понятия «детского» практического мышления, ни понятия, сложившиеся в общей психологии мышления «взрослого». Не случайно попытки охарактеризовать особенности практического мышления строились по принципу отрицания: «нет условий задачи», «не даны требования» и т.п.

Большое разнообразие форм практического мышления, перед которым оказались исследователи, приводило к неопределенности специфики практического мышления, потере его критериев. Можно было предположить, что «так называемое» практическое мышление — всего лишь известное психологии мышление, рассмотренное не абстрагированно от реальной деятельности, а во взаимосвязи в ней. Например, это «то же самое мышление», но в условиях дефицита времени, но в условии опасности и т.д. Размытости понятия «практическое мышление» способствовали и неупорядоченность, аморфность его описания, и скрывающиеся за этим, но реально существующие неодинаковые концепции авторов.

По мнению Е.В. Драпак, можно указать три содержания дихотомии «практическое — теоретическое мышление». Во-первых, это понимание практического мышления, как мышления протекающего в форме действий, целесообразное материально-чувственное взаимодействие субъекта и объекта. Тогда теоретическое мышление понимается как внутренняя, теоретическая деятельность. Это содержание дихотомии уже знакомо нам, при всех различиях, такого взгляда на интересующее нас явление придерживались В. Кёлер, М.Я. Басов, К. Бюлер, Л.С. Выготский, О. Липман и Г. Боген, Ж. Пиаже и другие. В работах, посвященных анализу практического мышления, эту же точку зрения разделял и С.Л. Рубинштейн.

Во-вторых, практическое мышление как мышление регулирующее, определяющего действие (но отнюдь не протекающее в действенной форме), это мышление, вплетенное в практическую преобразовательную деятельность. Ему противопоставлено мышление ученого. Но «мышление ученого» превращается в «мышление теоретическое», а «мыслительная деятельность в работе производственника» — в «практическое мышление». Отсюда и особенности практического мышления: неотрывность от реализации, труднообозримая задача с неполными и меняющимися данными, специфический объект мысли и действия, конкретность ситуации, направленность на преобразование. Так или иначе, предложенный Б.М. Тепловым подход развивается в работах Д.Н. Завалишиной, Т.В. Кудрявцева, Ю.Н. Кулюткина, А.В. Родионова, В.В. Чебышевой и других. Исследования нашей группы (Ю.К. Корнилов, А.В. Панкратов, А.Н. Иванова, Г.Б. Лычагина, Н.Н. Мехтиханова, Е.В. Конева, Е.В. Драпак, М.М. Кашапов и др.) также развивают тепловскую точку зрения на практическое мышление.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...